На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Адольф Шарлемань и банкноты в «русском стиле»

Уже полтора века «атласные» карты – самая известная игральная колода в России. Она создана художником Адольфом Шарлеманем. Причина невероятной популярности этих карт – простое, но в то же время оригинальное изображение персонажей на них.

Но не только карты, выполненные по рисункам художника, были повсеместно распространены в России. Более тридцати лет Шарлемань служил в Экспедиции заготовления государственных бумаг, разрабатывая проекты российских банкнот. В конце XIX века практически каждый россиянин пользовался плодом его совместного труда с художником Николаем Набоковым — государственными кредитными билетами в «русском стиле».

Адольф Шарлемань родился в 1826 году в Санкт-Петербурге в творческой семье. Его дед, отец и дядя были архитекторами, которые приняли активное участие в формировании облика столицы. Адольф окончил Императорскую Академию художеств по классу батальной живописи. Во время обучения его картины не раз отмечались наградами. В 1856 году Шарлемань как один из лучших учеников отправился на шесть лет стажироваться во Францию и Германию. Вернувшись в Россию, он продолжил создавать картины, а также занялся росписями для католических храмов и плафонов в особняках. В это же время Шарлемань начал иллюстрировать книги и журналы. Его рисунки украсили издания произведений Крылова, Лермонтова, Пушкина. Отдельная страница в биографии художника – создание эскизов военных мундиров и театральных костюмов, меню для императорских обедов.

В 1870 году Шарлемань стал художником Экспедиции заготовления государственных бумаг, где ему доверили разработку дизайна будущих банкнот. За долгие годы службы художник предложил множество вариантов их оформления. Его эскизы включают портреты правителей и государственных деятелей России; аллегорические фигуры воинов; женщин, символизирующих Россию; персонажей из античной мифологии. Такое разнообразие отражает стремление Шарлеманя соответствовать тенденциям в искусстве того времени и желание сделать банкноты максимально выразительными и удобными.

В эпоху Александра III в моде был «русский стиль». В 1887 году в обращении появились банкноты, на которых были изображены элементы архитектурных деталей, орнаменты и надписи, стилизованные под древнерусские образцы. В их создании принимал участие Адольф Шарлемань, сделавший в 1881 – 1887 годах множество эскизов банкнот.

В 1890-е годы деятельность художника по проектированию бумажных денег продолжилась. Центральным элементом проектов этого времени стала женщина – аллегория России. Кредитные билеты с ее изображением вышли в обращение в 1892–1895 годах.

Творческий путь Шарлеманя был долгим, а его служба в Экспедиции - плодотворной. Сегодня картины художника украшают музейные коллекции, а проекты и утвержденные образцы банкнот бережно сохраняются в собрании Гознака.


Екатерина Чистикова,
Выставочный комплекс АО «Гознак»

Картина дня

наверх