На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Женщины на российских деньгах

В разные исторические эпохи на монеты и банкноты помещали изображения женщин – либо реальных исторических персонажей, либо аллегорические образы. Российские деньги не стали исключением. На средневековых новгородских монетах изображалась святая София – покровительница Новгорода. В XVII веке на наградные «золотые» для участников Крымских походов был помещен портрет царевны Софьи, а в XVIII веке на монетах помещали портреты правящих императриц.

На российских банкнотах первое изображение женщины появилось только через сто лет после их введения. Это был портрет Екатерины II на 100-рублевых билетах образца 1866 года. Дизайн сторублевой банкноты затем менялся дважды, но портрет Екатерины на ней оставался неизменным. В конце XIX века в обращении появились билеты с аллегорическим изображением образа России в виде молодой женщины в облачении царицы.

Женские аллегорические образы, символизирующие Россию, использовались в оформлении денежных знаков «белых» правительств времен Гражданской войны: например, денег «Северной России», «донских» денежных знаков и др.

За всю историю государственных выпусков советских бумажных денег изображения женщин на них не появились ни разу, но неосуществленные эскизы таких банкнот сохранились в собрании Гознака.

Некоторые эскизы продолжали дореволюционную традицию использования аллегорических женских изображений. Среди них можно отметить эскиз 1921 года художника Г. Г. Шмидта. На нем изображена женщина в одежде, стилизованной под античную, с лавровым венком на голове и со свитком в руке – скорее всего, перед нами аллегорический образ Свободы. Такую же функцию – аллегории – выполняет женский образ на эскизе казначейского билета 1924 года. На нем изображена мужеподобная женщина, сидящая на возвышении. Она держит за руку ребенка, перед которым на огромном молоте лежит раскрытая книга – символ просвещения. Слева от женщины знамя – символ революции.


На двух проектах того же времени, выполненных художниками Д. С. Галядкиным и А. Г. Якимченко, можно видеть обелиск Советской конституции со скульптурой, символизирующей Свободу. Он был открыт на Тверской площади в Москве в 1918 году и через год украшен фигурой крылатой девушки в античных одеждах.


Помимо аллегорических фигур на проектах 1920-х годов можно увидеть женщин-работниц. На одном из проектов 1923 года Д. С. Галядкин изобразил ткачиху в рубахе и косынке, завязанной сзади, как было принято у работниц тех лет. Она держит в руке ткацкий челнок, создавая полотно с буквами «СССР». Рядом с ней сидит мальчик с раскрытой книгой. На заднем плане – только что построенная тогда московская Шуховская башня, ставшая памятником советского конструктивизма. На проекте 5 червонцев 1925 года – работница в косынке, белой блузе и жилетке. По особенностям оформления, этот проект можно отнести к работе художника В. К. Куприянова.


Образ крестьянки присутствует только на одном проекте – эскизе разменной боны достоинством в 1 копейку золотом 1924 года художника Я. Б. Дрейера.

В 1936–1937 годах разрабатывались проекты 5-рублевой банкноты с изображением женщины. Сохранилось несколько вариантов эскизов таких купюр. Образы женщин на них похожи между собой и характерны для второй половины 1930-х годов, когда складывается новый тип женского образа: интеллигентной, одетой в скромный деловой костюм, с короткими волосами. Один из этих рисунков утвердил народный комиссар финансов СССР Г. Ф. Гринько, после чего был запущен процесс изготовления клише и сделаны пробные оттиски лицевой стороны банкноты. Однако купюра с женским портретом так и не была выпущена, а вместо неё на пятирублевке появился летчик-парашютист.


Вера Березина,
Выставочный комплекс АО «Гознак»

Картина дня

наверх