На выставке «Деньги, которых не было» Музея истории денег в Доме фондовых капиталов Петропавловской крепости представлена уникальная коллекция нереализованных проектов банкнот Российской империи и Советского Союза. Организаторы выставки ставили перед собой цель проследить историю банкнотного дизайна России, показать, как влияют на оформление банкноты художественные вкусы и тенденции, события в экономической и политической жизни страны.
Кроме того, экспонаты выставки дают представление о том, какая напряженная работа художников, технологов, печатников и т. д. предшествует выпуску банкноты в свет.Судя по эскизам, сохранившимся в фондах Гознака, в 1942 году, вероятно, к 25-летию Октябрьской революции, предполагалось выпустить новые бумажные деньги. На банкнотах крупных номиналов в этой серии должны были появиться портреты революционеров и достижения советского государства – паровозы, электростанции, заводы. Сохранились варианты эскизов с изображениями В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского, Я. М. Свердлова, В. И. Ленина. Судя по датам на эскизах, поставленных художником И. И. Дубасовым, они были исполнены в 1940 году. Показательно, что идея такой серии возникла именно в начале 1940-х годов, когда прошла основная волна репрессий против старых большевиков и окончательно сложился советский «пантеон» героев, которым уже не могла угрожать посмертная «опала». Однако, видимо, из-за начавшейся Великой Отечественной войны эти банкноты так и остались в проекте.
В 1942 – 1943 годах концепция серии была переосмыслена, и художники Гознака создали новые эскизы. На этот раз на крупных купюрах изображались выдающиеся русские полководцы и ключевые эпизоды военной истории. На мелких банкнотах были обезличенные герои войны – летчик, танкист и моряк. Эта концепция восходила к билетам образца 1937 – 1938 годов, находившимся в обращении: на крупных номиналах действующих банкнот был изображен В. И. Ленин, а на мелких – обезличенные образцы парашютиста, красноармейца и шахтера. На «военных» эскизах были помещены Александр Невский (на обороте – Ледовое побоище), Дмитрий Донской (Куликовская битва), А. В. Суворов (переход через Альпы), М. И. Кутузов (Бородинская битва).
Эскиз казначейского билета достоинством 3 рубля. 1942-1943 гг
Эскизы лицевой и оборотной сторон билета Государственного банка СССР достоинством 2 червонца с портретом Я.М. Свердлова. Ок.1940 г.
Интересно, что на самой крупной купюре – 25 червонцев – был помещен В. И. Ленин (на обороте – штурм Зимнего дворца в октябре 1917 года). Это вполне укладывалось в логику людей того времени, выраженную формулой «Ленин – гениальный стратег, ведущий полки восставших рабочих к победоносной революции». Банкноты этой серии, тем не менее, не выпустили – возможностей в 1942 – 1943 годах для этого не было. Наоборот, в Краснокамске проводились опыты по упрощению печати банкнот, переводе с металлографской печати на офсетную (сохранились образцы). Кроме того, планировали выпуск разменных бон номиналом от 1 до 50 копеек, по аналогии с годами Первой мировой войны. Этот выпуск мог готовиться на случай разменного кризиса, вызванного проблемами с чеканкой монет, или для экономии металла.
Эскизы лицевой и оборотной сторон билета Государственного банка СССР достоинством 25 червонцев. 1942-1943 гг.
В 1943 году, после перелома в ходе войны, началась подготовка к послевоенной денежной реформе. Как известно, она была осуществлена в конце 1947 года. Подготовка велась в строжайшем секрете. Эскизы создавались художниками Гознака И. И. Дубасовым и С. А. Поманским.
Пробные оттиски Государственного банка СССР достоинством 10 червонцев с правками И.В.Сталина. 1947 г.
Как вспоминал позднее Дубасов, при создании эскизов он опирался на опыт художников российских дореволюционных кредитных билетов. Новые банкноты действительно похожи на них, а возрождение дореволюционной традиции было в духе времени: в первые послевоенные годы появилось многое, отсылающее к стилям, традициям, внешним атрибутом начала XX века. На ранних этапах подготовки к реформе планировалось даже назвать новые деньги по-старому – государственными кредитными билетами. Кроме того, счет на червонцы, привычный с 1920-х годов, был отменен: 10 червонцев стали 100 рублями. Сохранились пробные оттиски банкнот с исправлениями названия и номинала, предположительно сделанными рукой И. В. Сталина. Самой крупной новой банкнотой стали 100 рублей, и на них наконец нашлось место изображению Московского Кремля, прототип которого был создан еще в 1920-е годы. Вид был «осовременен», в частности – с него убрали постройки, которые еще до войны были уничтожены («с рублей советских смотрит Ленин и башни древние Кремля» – писал после реформы С. Я. Маршак). В 1947 году проектировались также 250- и 500-рублевые банкноты (сохранились эскизы и пробные оттиски), однако в обращение они так и не попали.
Банкноты образца 1947 года находились в обращении более 13 лет. За это время эскизов новых советских банкнот было создано немного. К их разработке подключился Научно-исследовательский институт Гознака (художник П. М. Чернышев). Интересно, что именно на его эскизах середины 1950-х годов впервые появились профили Ленина и Сталина (вероятно, при жизни последний не разрешал помещать себя на деньгах), причем показанные как изображения скульптуры. Потом эта идея будет использована при проектировании новых банкнот образца 1961 года.
П.М.Чернышов. Эскиз оборотной стороны билета Государственного банка СССР достоинством 100 рублей. 1954 г.
Автор статьи - Андрей Альбертович Богданов, руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности Выставочного комплекса АО "Гознак"
Иллюстрации предоставлены Выставочным комплексом АО "Гознак".