На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Роберт Калина

Роберт Калина австрийский график и дизайнер, сотрудник подразделения Национального банка Австрии. Родился 29 июня 1955 года. Его предки были выходцами из Чехословакии. С детства маленький Роберт проявлял склонность к рисованию, что и определило его дальнейшую карьеру. С первых лет жизни он начал пробовать свои силы в изобразительном искусстве, а после окончания школы по настоянию родителей поступил в Высшее Графическо-Испытательное Заведение, которое успешно закончил в 1975 году.

В 1976 году начал работать штатным графиком в Австрийском национальном банке в Вене, а с 1998 года в Австрийской государственной типографии, где работает по сегодняшний день.

За время работы он не только разработал дизайн всех шиллинговых банкнот, выпущенных после 1982 года (купюра 1000 шиллингов с 1983 года), но и снискал славу и всемирную известность в 1996 году после победы на конкурсе банкнот евро.

Австрия. 20 шиллингов, 1986. Цвета: коричневый на многоцветном фоне. Размер 123х61,5 мм. Аверс: портрет Морица Дефингера. Реверс: галерея Альбертина. Отпечатана 1 октября 1986 года. В обращении с 19 октября 1988 года.

Австрия. 50 шиллингов, 1986. Цвета: пурпурный и фиолетовый на многоцветном фоне. Размер 130х65 мм. Аверс: портрет знаменитого австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда. Реверс: дворец Джозефиниум в Вене. Отпечатана 2 января 1986 года. В обращении с 19 октября 1988 года.

Австрия. 100 шиллингов, 1984. Цвета: темно-зеленый, серый и коричневый на многоцветном фоне. Размер 137х68,5 мм. Аверс: портрет австрийского экономиста и государственного деятеля Эйгена фон Бём-Баверка. Реверс: Австрийская академия наук. Отпечатана 2 января 1984 года. В обращении с 14 октября 1985 года.

Австрия. 500 шиллингов, 1985. Цвета: темно-коричневый, фиолетовый и оранжевый на многоцветном фоне. Размер 144х72 мм. Аверс: портрет австрийского архитектора Отто Вагнера. Реверс: почтовое отделение сберегательного банка Австрии в Вене. Отпечатана 1 июля 1985 года. В обращении с 1986 года.

Австрия. 1000 шиллингов, 1983. Цвета: темно-синий и пурпурный на многоцветном фоне. Размер 152х76 мм. Аверс: портрет австрийского физика Эрвина Шрёдингера. Реверс: Венский университет. Отпечатана 3 января 1983 года. В обращении с 1983 года.

Австрия. 5000 шиллингов, 1988. Цвета: светло-коричневый и пурпурный на многоцветном фоне. Размер 160х78 мм. Аверс: портрет знаменитого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Реверс: Венская государственная опера. Отпечатана 4 января 1988 года. В обращении с 17 октября 1989 года.

Австрия. 500 шиллингов, 1997. Цвета: коричневый на многоцветном фоне. Размер 147х72 мм. Аверс: портрет Розы Майредер. Реверс: Роза и Карл Майредер. Отпечатана 1 января 1997 года. В обращении с 20 октября 1997 года.

Австрия. 1000 шиллингов, 1997. Цвета: синий на многоцветном фоне. Размер 154х72мм. Аверс: портрет австрийского врача Карла Ландштейнера. Реверс: Ландштейнер работает в своей лаборатории в Лисентре. Отпечатана 1 января 1997 года. В обращении с 20 октября 1997 года.

В феврале 1996 года Совет Европейского монетарного института (EMI) объявил конкурс на лучший дизайн для общеевропейской валюты. В общей сложности было представлено 44 проекта. Все они были отправлены к нотариусу, который присвоил каждому из них индивидуальный номер, сделав, таким образом, голосование анонимным. В сентябре того же года жюри из 14 независимых экспертов, представлявших маркетинг, рекламу, дизайн и искусство, оценило проекты. Были выбраны пять проектов на тему «Эпохи и образы Европы» и пять из серии «Модерн и абстракции». После этого институт Гэллапа провёл опрос, и по его результатам, а также с учетом рекомендаций жюри EMI 3 декабря 1996 года был назван победитель проект Роберта Калины. В его честь австрийцы именуют евро «калинами» («Kalinas»), заслуженно гордясь своим знаменитым соотечественником.

Роберт Калина выбрал тему «Эпохи и образы Европы». Лейтмотивом лицевой стороны евро стали окна и арки, символизирующие дух открытости и сотрудничества. На оборотной стороне банкнот изображены мосты, как бы связывающие государства Европы между собой и со всем миром. Банкноты также представляют семь архитектурных стилей, начиная от классицизма и заканчивая модерном. Купюра достоинством 5 евро изображает античность,  10 евро – романский стиль, 20 евро – готика, 50 евро – ренессанс, 100 евро – барокко и рококо, 200 евро – модерн, 500 евро – современная архитектура. 1 января 2002 года единая валюта евро была введена в оборот.

При создании евро большое внимание было уделено тому, чтобы банкноты были удобными для слепых. Для того чтобы им было легче различать купюры разного достоинства, все банкноты слегка различаются по своим размерам, некоторые элементы (например, цифры номинала) отпечатаны рельефно, методом глубокой печати.

5 евро, 2002. Основной цвет банкноты серый. Размер 120х62 мм. Аверс: портал, который мог служить входом в античный храм или триумфальной аркой. Реверс: типичный для начала I тысячелетия двухъярусный мост.

10 евро, 2002. Основной цвет банкноты красный. Размер 127х67 мм. Аверс: мощный портал романского стиля, который господствовал в средневековом искусстве Европы с Х по XII-XIII век. Реверс: мост с такими же тяжелыми, как и у портала, арками.

20 евро, 2002. Основной цвет банкноты синий. Размер 127х67 мм. Аверс: высокие стрельчатые окна, украшенные витражами. Такие окна являются характерной чертой готического стиля, господствовавшего во многих странах Западной Европы с XII по XII-XV век. Реверс: конструкция моста со стрельчатыми арками.

50 евро, 2002. Основной цвет банкноты оранжевый. Размер 140x77 мм. Аверс: окна эпохи Возрождения. Реверс: типичный мост городов той эпохи.

100 евро, 2002. Основной цвет банкноты зеленый. Размер 147x82 мм. Аверс: портал в стиле барокко. Реверс: изящный мост в стиле барокко, украшенный пилястрами и скульптурами.

200 евро, 2002. Основной цвет банкноты желто-коричневый. Размер 153x82 мм. Аверс: часть здания и ажурные двери в стиле модерн. Реверс: два ажурных моста в стиле модерн.

500 евро, 2002. Основной цвет банкноты фиолетовый. Размер 160x82 мм. Аверс: современные здания из стекла и бетона. Их фасады представляют собой как бы одно сплошное окно. Реверс: схематическое изображение контуров двух висячих мостов. Такие мосты вантового типа, имеющие опорные части жесткого типа и специальные тросы, которые растянуты на этих опорах, получили широкое распространение в наше время.

После разработки дизайна евро, Калина выполнил ещё один проект банкноту Боснии и Герцеговины достоинством в 200 конвертируемых марок 2002 года. На аверсе банкноты изображен известный югославский писатель и дипломат Иво Андрич, удостоенный Нобелевской премии в области литературы за роман «Мост на Дрине», а на оборотной стороне мост, о котором идет речь в романе. Дизайн банкноты был одобрен президентским аппаратом Боснии и Герцеговины. Невозможно не заметить сходства этой банкноты с евро. В первую очередь бросается в глаза то, что на оборотной стороне и всех купюр евро и банкноты в 200 конвертируемых марок изображен мост. Управляющие Центральным банком Боснии и Герцеговины открыто заявляют о том, что эта банкнота очень тесно связана с евро и гордятся этим, поскольку именно с Европой связывают дальнейшее развитие Боснии и Герцеговины.

По словам Роберта Калины, новая банкнота в 200 конвертируемых марок по своей защищенности практически не уступает евро. Банкнота содержит все современные элементы защиты денег: водяной знак, защитные волокна, полоску из серебряной фольги на реверсе банкноты, рельефный герб. Рельефность герба позволяет слепым и слабо видящим людям легко узнавать банкноту.

Федерация Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. 200 конвертируемых марок. Основной цвет банкноты – синий. Размер 156х76 мм. Аверс: портрет Иво Андрича (1892-1975). Реверс: Вишеградский мост, или мост Мехмеда-паши, – каменный 11-пролётный мост длиной 180 метров, перекинутый через реку Дрину в боснийском городе Вишеграде. Памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Построен в 1577 году по проекту Синана, заказчик Мехмед-паша Соколович. В обращении с 15 мая 2002 года.

Следующей работой Роберта Калины была разработка дизайна для банкнот Азербайджана. Центральный банк Азербайджана хотел, чтобы азербайджанские купюры напоминали евро. Их целью было показать, что страна ориентируется на Запад. На обратной стороне этих банкнот тоже есть карта Европы, которая чуть растянута на восток так, что на ней умещается и Азербайджан. Кроме того, цвета азербайджанских купюр напоминают цвета банкнот евро. В регионе эти деньги называют «кавказским евро».

С 1 января 2006 года в Азербайджане были выпущены в обращение новые «деноминированные манаты» банкноты номиналом 1, 5, 10, 20, 50 и 100 манат. Один «деноминированный манат» равен 5 тысячам старых манат.

Азербайджан. 1 манат. Основной цвет банкноты серый. Размер 120x70 мм. Банкнота символизирует современную культуру Азербайджана. Аверс: азербайджанские народные музыкальные инструменты тар, кеманча и деф на фоне национального ковра. Реверс: карта Азербайджана на фоне национальных окон-витражей шебеке.

Азербайджан. 5 манат. Основной цвет банкноты оранжевый. Размер 120x70 мм. Банкнота символизирует ценный вклад Азербайджана в мировую литературу. Аверс: фасад здания музея Азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви, книги Азербайджана, часть гимна Азербайджана и дополнительные буквы современной азербайджанской латиницы. Реверс: карта Азербайджана на фоне наскальных рисунков в Гобустане, а также текст на древнетюркском алфавите.

Азербайджан. 10 манат. Основной цвет банкноты голубой. Размер 134x70 мм. Банкнота символизирует государственные традиции Азербайджана. Аверс: Старый Баку, Дворец Ширваншахов и Девичья Башня на фоне древнего города Ичери Шехер. Реверс: карта Азербайджана на фоне орнаментов национальных ковров.

Азербайджан. 20 манат. Основной цвет банкноты зелёный. Размер 134x70 мм. Банкнота символизирует главную цель текущей внешней политики Азербайджана. Аверс: символы могущества меч, шлем и щит, а также офрис кавказская. Реверс: карта Азербайджана на фоне национальных орнаментов.

Азербайджан. 50 манат. Основной цвет банкноты жёлтый. Размер 148x70 мм. Банкнота символизирует образование и будущее государства. Аверс: молодёжь, ступеньки (как символ прогресса), Солнце (как символ силы и света), а также химические и математические знаки (как символ науки) (формула бензола представлена такой, как ее понимали в XIX веке). Реверс: карта Азербайджана на фоне орнаментов национальных ковров.

Азербайджан. 100 манат. Основной цвет банкноты фиолетовый. Размер 155x70 мм. Банкнота символизирует экономическое развитие Азербайджана и его статус процветающей нации. Аверс: архитектурные символы с прошлого по сегодняшний день, символы азербайджанского маната и экономического роста. Реверс: карта Азербайджана на фоне орнаментов национальных ковров.

В 2010 году по заказу Центрального банка Сирии Роберт Калина разработал дизайн банкнот нового образца номиналом 50, 100 и 200 фунтов с усиленной защитой от подделок. Банкноты выпущены в обращение 27 июля 2010 года. Год на купюрах: 2009.
Сирия. 50 фунтов, 2009. Цвета: серо-голубой и коричневый. Размер купюры: 135х55 мм. Аверс: глиняные таблички предметы древней письменности, найденные на острове Эльба. Реверс:
здание библиотеки аль-Асада в Дамаске и статуя Хафеза аль-Асада.
Сирия. 100 фунтов, 2009. Цвета: красный и коричневый. Размер купюры: 140х65 мм. Аверс: древнеримский театр и арка в Босре. Реверс:
мечеть Омейядов в Дамаске, здание штаб-квартиры Центрального банка Сирии и древняя монета. Сирия. 200 фунтов, 2009. Цвет: коричневый. Размер купюры: 145х65 мм. Аверс: нории на реке Оронт. Реверс: потолок храма Бэла в Пальмире. Элементы безопасности: ныряющая металлизированная нить. Водяной знак: голова лошади и номинал купюры, исполненный гальванопластикой.

Картина дня

наверх