На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Лидия Фёдоровна Майорова

Лидия Фёдоровна Майорова — гравёр-художник Московской печатной фабрики «Гознак» с 1943 по 1983 год, участвовала в создании денежных знаков, гравировала рисунки почтовых марок СССР. Работала в жанре графики государственных знаков.

Родилась 16 декабря 1927 года в Москве, в семье Ф.И. Жаворонкова (1904—1948), инспектора на предприятиях Москвы, и Ф.Е. Жаворонковой (1904—1986), работавшей в Челюстно-лицевом госпитале. После окончания 7-го класса в 1943 году была принята на учёбу в Специальное ремесленное училище Гознака СРУ-35. Необходимость создания Специального ремесленного училища в Гознаке была вызвана тем, что многие квалифицированные работники  фабрики погибли на фронте. Это вызывало много проблем. Все понимали, что после окончания войны на Гознак ляжет большая нагрузка: стране нужны будут новые государственные бумаги, кредитные билеты, облигации и т.д. Необходимо было готовить новые кадры с уникальными профессиями, ведь таких специалистов не готовил ни один институт. Среди них — граверы-художники, графики, гильоширы, штемпелисты, пуансонисты, гальваники, печатники, представители других довольно редких специальностей. Несмотря на военное время, учебная база в СРУ-35 была хорошая, с богатой библиотекой. В художественной мастерской от старых времен сохранились мольберты для рисования, гипсовые головы Давида, Антиноя и других античных героев, другие учебные пособия. На уроки рисования приглашали натурщиков, водили учащихся на экскурсии по художественным музеям Москвы. На протяжении нескольких лет Лидию учили гравировать. Сначала учили правильно держать штихель и направлять его, полировать пластину, но главное - это раскладка рисунка на штрих.  Первыми учебными гравюрами, чтобы почувствовать, как надо класть штрихи по форме, были геометрические тела: куб и цилиндр. Потом гравировали гипсовый глаз, ухо. Постепенно задания становились сложнее. Помимо гравюры на меди, выполняли офорты и ксилографию. В 1946 году училище было преобразовано в Московский специальный техникум Гознака Министерства финансов СССР, который Майорова успешно закончила в 1948 году по специальности гравёра-художника печатных форм. Дипломная работа — классическая гравюра на меди «Голова Давида». После выпуска из техникума в 1948 году начала работать художником-гравёром в Мастерской художников при цехе № 63 фабрики «Гознак» под руководством главного художника И.И. Дубасова, где трудилась до выхода на пенсию в 1983 году. В 1954 году художница вышла замуж за Анатолия Ивановича Майорова, в 1955 году родила дочь Галину (в замужестве — Г.А. Анисимова).

Фрагмент диплома спецтехникума «Гознака» Лидии Майоровой.

За время работы Лидия Фёдоровна выполнила более 150 классических гравюр, которые можно видеть на советских и зарубежных денежных знаках, на почтовых марках, открытках и другой продукции Гознака. Выполнила несколько десятков офортов, в том числе портрет Софьи Ковалевской.

Софья Ковалевская.

Теперь о том, как делаются деньги. Если кратко, то процесс производства банкнот состоит из 65 операций. Одним из наиболее ответственных этапов является изготовление рисунков, портретов, орнаментов и других реквизитов, которые вначале выполняют художники высокого класса, а затем переносят на металл не менее искусные граверы.
Изготовление банкнот образца 1961 года доверили самым опытным, давно работавшим мастерам. Эскизы новых денег создавали главный художник Гознака И.И. Дубасов и его заместитель С.А. Поманский. Из молодого поколения графиков к работе над новыми советскими деньгами был привлечен только Юрий Лукьянов, который  выполнял эскиз оборотной стороны 100-рублевой купюры.
В самом начале работы художники-графики, учитывая пожелания заказчика, рисовали цветной эскиз или, другими словами, оригинал-макет в натуральную величину. После утверждения его увеличивали и тщательным образом прорабатывали все мелкие детали. Особенно это было важно для граверов, когда на эскизе были портреты. Оригинал, по которому режется гравюра на меди или стали, должен быть безупречным с точки зрения рисунка. Затем наиболее важную художественную часть эскиза – «картинку» давали граверам-художникам, для выполнения классической гравюры. Мало того, что этот вид искусства необычайно красив, у классической гравюры есть еще одно немаловажное достоинство: её невозможно подделать. Никто, даже сам автор, никогда не сможет повторить гравюру один к одному. При внешнем сходстве две работы будут всегда отличаться положением и ритмом штриха. Так что водяные знаки водяными знаками, но все-таки самым эффективным способом защиты советских денег была классическая гравюра на меди или стали.
На лицевых сторонах всех билетов крупного номинала был изображен портрет (барельеф) В.И. Ленина. На купюры достоинством 50 и 100 рублей портреты вождя делал Н.А. Михеев. Лидии Майоровой поручили гравировать портрет Ленина для 10-рублевой купюры и рисунок Спасской башни на 5-рублевой банкноте 1961 года.

СССР. 5 рублей 1961 год.

СССР. 10 рублей 1961 год.

При выполнении портретов Ленина, для всех граверов-художников образцами считались портреты Екатерины II и Петра I на царских сто- и пятисотрублевых купюрах начала ХХ века. Они были и остаются непревзойденными по рисунку и мастерству исполнения. Это был эталон оформления ценных бумаг, идеал, к которому стремились. 
Тому, что Майорова, тогда еще молодой специалист, была привлечена к изготовлению новых денег наряду со старыми, опытными мастерами, помог случай. Когда не было заказов, гравёры работали «в запас». Все материалы, которые использовались в работе, строго учитывались, особенно бумага с пробными оттисками. Сколько листов бумаги брали в кладовой - столько оттисков сдавали. Оттиски подписывал главный художник, а кладовщица все подписные оттиски вклеивала в специальный альбом. И вот как-то раз, работая «в запас», Лидия Фёдоровна сделала большой по формату барельеф Ленина на светлом фоне. Этот оттиск, естественно, был вклеен в альбом. Накануне проведения денежной реформы 1961 года гознаковский альбом с пробными оттисками попал в руки Н.С. Хрущеву. Ему понравилось несколько работ, в том числе выполненный Майоровой барельеф Ленина. Так она оказалась в числе тех, кто делал новые денежные знаки. Работали над новыми деньгами спокойно, сроки были нормальные, не сжатые, но работа проходила в атмосфере особой секретности. У директора по режиму каждый художник давал расписку о неразглашении.

Лидия Майорова за работой.

Помимо советских банкнот, Майорова гравировала портрет Фридриха Шиллера на купюре 10 марок ГДР 1964 года, портрет Юмжагийна Цэдэнбала на монгольских тугриках, картины на 100 и 1000 афгани Афганистана 1979 года, разбивала на штрих изображение памятника героям Шипки на банкноте Болгарии номиналом в 1 лев, который потом выполнялся офсетом. Когда делали деньги для Афганистана, были очень сжатые сроки, работали аккордно. Как пошутил тогда заказчик: «Срок был вчера».

Болгария. 1 лев. 1974 год.

ГДР. 10 марок. 1964 год.

МНР. 100 тугриков. 1955 год.

Афганистан. 100 афгани. 1979 год.

Афганистан. 1000 афгани. 1979 год.

Кроме денег, ей доводилось выполнять массу других не менее интересных заказов. Например, марки. Советские почтовые  марки отличало высокое качество художественного и полиграфического исполнения, разнообразие сюжетов. Многие их коллекционировали. Сейчас по этим маркам можно вспомнить историю СССР, проследить все знаменательные событиях в жизни страны. Сначала на Гознаке марок почти не делали. Однако со временем почтовые марки уже составляли значительную часть заказов, которые выполняла Лидия Фёдоровна. В «Каталоге почтовых марок СССР» указано как минимум 86 металлографских почтовых марок с классическими гравюрами Л.Ф. Майоровой. Однако были и такие, которые по разным причинам в печать не пошли. Так случилось, например, с гравюрой для марки с картины Васильева. Причем оригинальная форма была уже готова к печати, были сделаны хорошие пробные оттиски, но вдруг, видимо, по финансовым соображениям, серия стала печататься офсетом, а не металлографией. Сроки выполнения гравюры для марки колебались от 1,5 до 2-х месяцев. О каждой марке можно рассказывать отдельно, везде были какие-то трудности и особенности, радости и огорчения, но всегда работа гравёра  зависела от качества оригинала. Хороший оригинал - интересно и приятно работать, и наоборот: плохой – одни мучения для гравера. Часто оригиналы марок на Гознак присылали из ДИЗПО - Дирекция изготовления знаков почтовой оплаты. Оригинал марки приходил оттуда большого размера. Там тоже работали хорошие графики, но граверы-художники Гознака предпочитали пользоваться своими оригиналами.
Первая марка работы Майоровой из серии «Ордена и медали СССР» вышла в 1952 году, на марке номиналом пять рублей был изображен орден Красного Знамени. Затем, в конце 1958 года, вышли три её марки из серии «Столицы союзных советских социалистических республик» (Киев, Минск и Ереван). В творческом активе художницы есть работы на тему Ленинианы, портреты многих выдающихся личностей. Сама автор считает наиболее удачными гравюры на следующих марках: Маяковский (1963), «Витязь в тигровой шкуре» (1966), Карл Маркс (1967), Тургенев (1968), Суворов (1980), Щепкин (1963), а портрет Хачатуряна на марке 1983 года — предпоследняя и самая любимая марка Л.Ф. Майоровой.

Первая марка Л.Ф. Майоровой — «Орден Красного Знамени» из выпуска «Ордена и медали СССР» (1952). Художник: коллектив художников Гознака.

Серия «Столицы союзных советских социалистических республик». Украинская ССР. Киев, Крещатик. 1958 г. Художник: С. Поманский.

Серия «Столицы союзных советских социалистических республик». Белорусская ССР. Минск, площадь Победы. Обелиск-памятник воинам Советской Армии и партизанам, падшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Художник: С. Поманский.

Серия «Столицы союзных советских социалистических республик». Армянская ССР. Ереван, общий вид города. Художник: С. Поманский.

Портрет В. В. Маяковского. 1963 г. Художник: С. Поманский.

Иллюстрация к поэме «Витязь в тигровой шкуре»: единоборство Тариэла с тигрицей (по рисунку И. Тоидзе, 1937). 1966 г. Художник: Е. Анискин. Эскизы Л. Бурдули и Л. Шенгелия.

Портрет К. Маркса. 1967 г. Художник: В. Механтьев.

Портрет И.С. Тургенева (с офорта М. Рундальцева). 1968 г. Художник: В. Завьялов.

Портрет А.В. Суворова по гравюре Н. Уткина (1818). 1980 г. Художник: И. Филиппов.

М.С. Щепкин (1788-1863). К 175-летию со дня рождения. 1963 г. Художник: И. Пчелко.

Малый лист, посвященный 500-летию Микеланджело Буонарроти. 1975 г.

Портрет А. Хачатуряна по фотографии 1970-х годов. 1983 г. Художник: В. Коваль.

Л.Ф. Майорова выполнила несколько гравюр для открыток (поздравительная открытка с букетом пионов по рисунку Ю. Лукьянова, новогодние открытки).

Открытка к 8 марта.

Новогодняя открытка с гравировкой Государственного Кремлевского дворца съездов.

В 1966 году Главное управление Гознака выпустило альбом «Русские композиторы. Классическая гравюра». В 1969 году был выпущен второй альбом «Портреты композиторов. Классическая гравюра». Среди прочих в альбомы вошли портреты, выполненные Л.Ф. Майоровой: А.И. Хачатурян, К.Ф. Данькевич, С.В. Рахманинов, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев и Н.Г. Жиганов.

Сергей Рахманинов.

Арам Хачатурян.

Были и эксклюзивные заказы. Например, в семидесятых годах к юбилею Леонида Ильича Брежнева Майоровой пришлось выполнять необычное задание. Кому-то из высокопоставленных особ пришло в голову подарить генеральному секретарю не оттиск гравюры на бумаге, а гравюру с его портретом на металлической пластине. Причем это была не привычная для граверов Гознака пластина из меди, а оттиск на металле, имитирующем сталь. Работа проходила в атмосфере секретности, но в связи с крайне ограниченными сроками ей разрешили работать дома. Что стало с гравюрой дальше, понравилась ли работа генеральному секретарю – неизвестно.

За время работы на Гознаке у Майоровой было три ученика, которые потом стали гравёрами-художниками - это Юрий Ермаков, Анна Лукьянова (Сейфулина) и Марина Михеева (Сильянова). В настоящее время на Гознаке работает только одна её ученица – Марина Сильянова.

Почетная грамота Лидии Майоровой.

Работа приносила Лидии Майоровой удовлетворение и радость. Указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена медалью «За трудовую доблесть». Со стороны руководства фабрики были поощрения за хорошо выполненную работу. Трижды её портрет висел на фабричной доске почета. Были и денежные премии. Самая большая за время работы премия (в размере 1000 рублей) была выплачена ей за участие в создании денежных купюр 1961 года, остальные премии были в размере до 200 рублей. После ухода на пенсию её связь с Гознаком порвалась. Единственное, что осталось, - это «гознаковская» добавка к пенсии в размере 200 рублей.
На выставке «PostCardExpo-2008», проходившей 24-27 января 2008 года в Центральном доме художника в Москве, экспонировалось несколько стендов с работами художницы в области графики — на гравюрах, банкнотах, марках и открытках. Это была единственная прижизненная выставка Л.Ф. Майоровой. Умерла Лидия Фёдоровна 31 декабря 2008 года в Москве.

В феврале 2009 года в Досуговом центре «Ровесник» в Москве её дочерью была организована посмертная выставка «Художники-ветераны Гознака». Экспозиция охватывала более чем шестидесятилетний период работы старейшего гравера Московской печатной фабрики «Гознак» Лидии Майоровой и её учеников.

Служебное удостоверение сотрудника «Красной звезды».

Банкноты многих стран, почтовые марки и открытки, гравюры и другие графические изображения, представленные в экспозиции, стали иллюстрациями многих событий второй половины XX века в истории нашей страны.

На основе воспоминаний Лидии Фёдоровны Майоровой.

Картина дня

наверх