На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олимпийские боги на античных монетах

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило четырнадцать богов.

Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнем», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни. Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть, Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Сицилия. Сиракузы. Тимолеон. Гемидрахма (30 литр), золото, (344-335 до н.э.). Аверс: голова Зевса в лавровом венке. Реверс: летящий Пегас, внизу ΣΩ. 12 мм, 2 г.

Македония. Филипп II (359-336 до н.э.). Тетрадрахма. Амфиполис. Аверс: голова Зевса в лавровом венке. Реверс: Надпись ΦIΛIΠΠOY. Обнаженный юноша на коне с пальмовой ветвью в правой руке и уздой в левой. 25 мм, 14,2 г.

Сицилия. Сиракузы. Гикет. Медь, пентахалк. Около 288-279 до н.э. Аверс: голова Зевса. Реверс: орёл с расправленными крыльями. 10,17 г.

Государство Селевкидов. Селевк I Никатор. Серебро, тетрадрахма. Экбатана, около 295-281 до н.э. Аверс: голова Геракла в львиной шкуре. Реверс: Зевс на троне влево, держит орла на вытянутой правой руке и скипетром в левой; надписи BAΣIΛEΩΣ внизу, ΣEΛEYKOY справа. 28 мм, 17,22 г.

Македония. Филипп II. Серебро, тетрадрахма. Пелла, около 342-336 до н.э. Аверс: Зевса в лавровом венке. Реверс: Реверс: Надпись ΦIΛIΠΠOY. Обнаженный юноша на коне с пальмовой ветвью в правой руке и уздой в левой. 25 мм, 14,44 г.

Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, покровительница брака, охраняющая мать во время родов, супруга Зевса. Римский аналог Геры — богиня Юнона. Гера, третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.

Брутиум. Кротон. Серебро, статер. Около 400-325 до н.э. Аверс: голова Геры Лакинии в стефане, украшенной пальметтами. Реверс: обнаженный молодой Геракл пьёт вино, лежа на шкуре Немейского льва. Надпись KPOT [ΩΗΙΑΤΑΣ]. 21 мм, 7,84 г.

Элис. Олимпия. Серебро, статер. 90-я Олимпиада. Около 420 г. до н.э. Аверс: голова Геры в стефане, украшенной пальметтами, надписи сверху НПА, внизу Λ. Реверс: разряд молнии, надпись FA. 22 мм, 12,05 г.

Кротон. Серебро, номос. 350—340 г. до н.э. Аверс: голова Геры Лацинийской, надпись Β. Реверс: Геракл сидит на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук, надпись ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ. 7,75 г.

Аргос. Серебро, статер. 370—350 гг. до н.э. Аверс: голова Геры в стефане, украшенной пальметтами. Реверс: два дельфина, плывущие по кругу влево; между ними коринфский шлем, надписи Ε Μ и ΑΡΛΕΙΟΝ. 25 мм, 11,99 г.

Пелопоннес. Аргос. Дихалк, бронза. Около 270-260 до н.э. Аверс: голова Геры в стефане, украшенной пальметтами. Реверс: Афина Паллада со щитом и копьём. 18 мм, 3,91 г.

Посейдон — бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. Является одним из трех главных богов вместе с Зевсом и Аидом. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники. Создал легендарную Атлантиду.

Македония. Халкида. Деметрий I Полиоркет. Серебро, тетрадрахма. Около 290-287 до н.э. Аверс: голова Деметрия в диадеме с рогами быка Посейдона. Реверс: стоящий Посейдон, правая нога на скале, в левой руке трезубец; надписи ΒAΣΙΛEΩΣ и ΔHMHTPIOY. 30 мм, 17,14 г.

Македония. Антигон III Досон. Серебро, тетрадрахма. Аверс: голова Посейдона, увитая морской травой. Реверс: Аполлон с луком в руке, сидящий на носу корабля; надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣΑΝΤΙΓΟΝΟΥ. 31 мм, 16,98 г.

Лукания. Посидония. Серебро, дидрахма. Около 445-420 до н.э. Аверс: Посейдон в наброшенной на руки хламиде с трезубцем; надпись POSEI. Реверс: бык  Посейдона; надпись POMESDA. 21 мм, 7,87 г.

Македония. Пелла. Деметрий I Полиоркет. Серебро, тетрадрахма. Около 294-293 г. до н.э. Аверс: Ника с трубой на носу корабля. Реверс: Посейдон с трезубцем; надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣΑΝΤΙΓΟΝΟΥ. 17,19 г.

Македония. Амфиполис. Серебро, тетрадрахма. Около 292-291 г. до н.э. Аверс: голова Деметрия в диадеме с рогами быка Посейдона. Реверс: сидящий Посейдон держит в руках трезубец и афластон - специальное устройство для абордажа. 16,97 г.

Аид — бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой. После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

Римская империя. Каракалла. 211-217 г. Бронза. 11,45 г. Маркианополь, Нижняя Мёзия, магистрат Аврелий Галл. 202-205 н.э. Аверс: бюст императора в лавровом венке. Реверс: Аид со скипетром сидит на троне с Цербером у ног.

Адриан, 117-138 н.э. Цистофор. Около 128 - 130 н.э. Ниса на Меандре, Лидия. Аверс: голова Адриана, надпись HADRIANVSAVGVSTVSPP. Реверс: Аид со скипетром в руке увозит в квадриге похищенную Персефону, надпись COSIII. 36 мм, 10,13 г.

Римская республика. Публий Корнелий Лентул Спинтер. Денарий, 74 н.э. Рим. Аверс: голова Геркулеса, надпись QSC. Реверс: Аид со скипетром и рогом изобилия, над ним крылатая Ника с лавровым венком, надписи PLENT [PF] - LN. 3,74 г.

Римская империя. Каракалла, 198/211-217 н.э. Серебро, антониниан. Рим, 215 н.э. Аверс: бюст императора в солярном венке, надпись ANTONINVSPIVSAVGGERM. Реверс: сидящий Аид со скипетром и Цербером у ног, надпись PMTRPXVIII - COSIIIIPP. 5,46 г.

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Сестра и супруга Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос и Филомел. У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил её в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою сестру Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон соблазнил её в образе коня. Получила от Аида как брачный дар Сицилию. В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды.

Лукания. Метапонт. Серебро, статер. Около 290-280 до н.э. Аверс: голова Деметры в венке из кососьев. Реверс: ячменный колос, надпись META. 21 мм, 7,78 г.

Локрида, Опус. Серебро, статер. Около 369 г. до н.э. Аверс: голова Деметры в венке из ячменных колосьев, в жемчужном ожерелье и серьгах. Реверс: обнаженный Аякс Оилид в коринфском шлеме, держащий в руках короткий меч и круглый щит, надпись OΠΟΝTΙΩΝ. 24 мм, 12,14 г.

Рим. Гай Вибий Панса Цетрониан. Серебро, денарий. 48 г. до н.э. Бюст молодого Вакха в венке из плюща, надпись PANSA. Реверс: Деметра идет с факелами за плугом, надпись CVIBIVSCFCN. 19 мм, 4,03 г.

Пелопоннес, Гермиона. Серебро, триобол. 320-310 до н.э. Аверс: голова Деметры Хтонии в венке из колосьев. Реверс: монограмма EP в венке из колосьев. 15 мм, 2,65 г.

Лесбос. Электр, гекта. 354 до н.э. Аверс: голова Деметры в платке и венке из колосьев. Реверс: подставка со свисающими лентами. 2,56 г.

Гестия — богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона. Гестия не любит дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. Соответствует римской Весте.

Рим, Луций Кассий Лонгин. Серебро, денарий. 63 г. до н.э. Аверс: голова Весты с вуалью и диадемой. Реверс: избиратель бросает табличку с надписью «V» в цисту, надпись LONGINIIIV. 19 мм, 3,99 г.

Рим, Кассий Лонгин. Серебро, денарий. Около 55 г. до н.э. Аверс: покрытая голова Весты, надпись QCASSIVSVEST. Реверс: круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка с буквами AC. 20 мм, 3,86 г.

Рим, Траян. Серебро, денарий. 108 год. Аверс: голова Траяна в лавровом венке, надпись IMP TRAIANO AVG GER DAC P M TR P. Реверс: сидящая Веста держит палладий и скипетр, надписи COS V P P SPQR OPTIMO PRINC, внизу VESTA. 18 мм, 3,27 г.

Рим, Антоний Пий. Серебро, денарий. 152 год. Аверс: бюст Антонина Пия в лавровом венке, надпись ANTONINVSAVGPIVSP. P. TR. P. XV. Реверс: Веста с покрытой головой держит симпулум в правой руке и палладий в левой, надпись TR. POT. XV. COS. IIII. 3,68 г.

Рим, Сульпиций Гальба. Серебро, денарий. 69 год. Аверс: покрытая голова Весты, надпись SC. Реверс: жертвенный нож, симпулум и аспергиллум, надпись AECVRPGALB. 3,90 г.

Афина — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Коринф. Статер. 345 - 307 г. Аверс: летящий Пегас, под ним коппа. Реверс: голова Афины в коринфском шлеме, за ней Арес с копьём и щитом. 8,5 г.

Амфиполь. Антигон IIГонат. Серебро, тетрадрахма. 271-239 г. до н.э. Аверс: В центре македонского щита, украшенного восемью звездами внутри двойных полумесяцев голова рогатого Пана, одетого в козью шкуру, с лагоболоном (охотничьей дубинкой) над плечом. Реверс: Афина Алкидема, в правой руке — пучок молний, в левой — щит с изображением эгиды; слева — македонский шлем, справа — монограмма, надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ. 17,05 г, 31 мм.

Аттика, Афины. Серебро, тетрадрахма. 113-112 до н.э. Аверс: голова Афины Парфенос в шлеме. Реверс: сова на амфоре, слева имена магистратов; справа Триптолем в колеснице, запряженной крылатыми змеями, держит колосья и рог изобилия. 28,5 мм, 16,79 г.

Афины. Тетрадрахма. 460-449 г. до н.э. Аверс: голова Афины в шлеме, украшенном оливковыми листьями. Реверс: сова, вверху слева оливковая ветвь с двумя листьями с оливкой. 17,25 г.

Вавилон. Селевк I Никатор. Золото, статер. 311—300 г. до н.э. Аверс: Голова Афины в шлеме с изображением грифона. Реверс: Ника, держащая венок и стилис (мачту корабля); надписи ΜΙ, ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ, монограмма в венке. 8, 61 г.

Арес или Арей — бог войны. Его атрибуты: копьё, горящий факел, собаки, коршун. Первоначально считалось, что Гера родила Ареса без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. В отличие от Афины Паллады - богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Негреческое имя бога свидетельствует о его фракийском происхождении. Спутницы Ареса - богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел и, конечно же, копье. Рождение Ареса произошло без участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку. В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана. В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь - Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). «Благодаря» своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох. В римской мифологии ему соответствует Марс.

Римская империя. Нижняя Мёзия, Никополь на Иструме. Марк Опеллий Макрин. 217-218 г. Асс, бронза. Аверс: бюст Макрина. Реверс: Аресс копьём и щитом. 10,56 г.

Понтийское царство, Газиура. Бронза, обол. 100-85 до н.э. Аверс: голова Ареса в коринфском шлеме. Реверс: паразониум, надпись ΓAZI-OΥΡΩ [N]. 8,14 г.

Киликия. Фарнабаз II. Статер. 379-374 до н.э. Аверс: Ваал на троне со скипетром. Реверс: бородатая голова Ареса в афинском шлеме. 10,79 г.

Бруттий. Бронза, дидрахма. 211-208 до н.э. Аверс: голова Ареса в коринфском шлеме, украшенном грифоном. Реверс: Афина со щитом и копьем, надпись BPETTION. 26 мм, 15,31 г.

Сицилия. Пентонкион. 288 г. до н.э. Аверс:  голове Ареса в лавровом венке. Реверс:  коновод с копьем возле лошади, надпись МΑΜΕΡΤΙΝΩΝ. 11,79 г.

Афродита — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса. Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин. Атрибуты Афродиты — пояс и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость. Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Её часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

Пафлагония, Амастрида. Серебро, дидрахма. Около 285-250 до н.э. Аверс: голова Амастриды в персидском головном уборе, украшенном венком и звездой. Реверс: сидящая Афродита держит Нику вытянутой правой руке; слева бутон розы, надпись AMAΣTPIEΩN. 22 мм, 9,18 г.

Кипр. Никокл.  Серебро, дистатер. 325—309 гг. до н.э. АВЕРС: голова Афродиты в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающих полос, украшенный пальметтами и колечками; надпись Π ΒΑ. РЕВЕРС: обнаженный Аполлон в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь, надпись ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ.

Кария, Книд. Серебро, гемидрахма. Около 300-225 г. до н.э. Аверс: Голова Афродиты. Реверс: голова быка, надпись KNI - [...]AIΩN. 1,38 г.

 

Коринф. Драхма. 308-307 г. до н.э. Аверс: летящий Пегас. Реверс: голова Афродиты. 2,79 г.

Ликия, Нагидос. Статер. 360-333 г. до н.э. Аверс: Афродита на троне держит фиалу, летящий Эрос держит лавровый венок. Реверс: Дионис держит тирс и гроздь винограда, слева вверху голова льва. 10,07 г.

Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса. Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги.

Сицилийские острова. Бронза, обол. 412-408 г. до н.э. Аверс: сидящий Гефест с канфаром и молотом. Реверс: прыгающий дельфин, надпись ΛIΠAΡAI/ΩN. 5,79 г.

Остров Липари. Бронза, гексас. 400 год. Аверс: бородатая голова Посейдона в пилосе. Реверс: две точки, надпись ΛIΠ. 19,13 г.

Египет, Александрия. Адриан. Тетрадрахма. 127-128 год. Аверс: бюст Адриана в лавровом венке. Реверс: Гефест со щипцами и скипетром. 12,42 г.

Остров Липари. Бронза, гемилитра. 412-408 г. до н.э. Аверс: сидящий Гефест с молотком и канфаром. Реверс: шесть шаров, обозначающих номинал.

Римская империя. Магнесия на Меандре в Ионии. Максимин I Фракиец. 235-238 год. Бронза. Аверс: бюст императора в лавровом венке, надпись AVTKAIΓΙΟVΛΟVΗMAΞIMEINOC. Реверс: Гефест сидит в короткой тунике с пилосом на голове и молотком, перед ним стоит Афина со щитом и копьем, надпись ΕΠΙΓΡΑΜΜ - AVP - AKTIA-KOVMAΓΝΗΤΩΝ. 15,30 г.

Гермес — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Никто не мог превзойти Гермеса в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве. У Гермеса, получившего его от Аполлона, появился традиционный крылатый жезл вестника — керикион или кадуцей, способный мирить врагов. Кадуцей имел на себе две змеи, которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей — для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне. Другими атрибутами Гермеса служат широкополая шляпа петас и крылатые сандалии таларии. Как покровитель стад изображался с ягнёнком на плечах (Криофор).

Фракия, Энос. Серебро, тетрадрахма. Магистрат Антиада. Около 453-450 до н.э. Аверс: голова Гермеса в петасе с надписью AINI. Реверс: коза в квадрате, справа сатир с лагоболоном,  надпись ΑΝΤΙΑΔΑΣ24 мм, 16,33 г.

Фракия, Энос. Серебро, тетрадрахма. Около 415-412 г. до н.э. Аверс: голова Гермеса в петасе. Реверс: коза, ветви плюща с ягодами, надпись AIN. 24 мм, 16,23 г.

Лесбос, Митилен. Электр, гекта. Около 375-325 до н.э. Аверс: толова Афины в аттическом шлеме. Реверс: голова Гермеса с хламидой вокруг плеч и петасом за шеей. 11 мм, 2,55 г.

Фракия, Абдеры. Зенон. Статер. 360-350 год. Пругающий графон, надпись ABΔH. Реверс: EΠIZHNΩNO [Σ]. Гермес в петасе и хламиде, перед ним канфар. 17,73 г.

Аполлон — златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце. Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира, эгида. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.

Лемнос, Мирина. Тетрадрахма. Около 155-145 г. до н.э. Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: Аполлон держит в руках ветви и фиалу,  у ног омфалос и амфора, надпись MYPINAIΩN. 15 мм, 31 г.

Сицилия, Сиракузы. Агафокл. Золото, декадрахма.Около 317-310 г. до н.э. Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: возничий в биге, внизу трискелион, надпись ΣYPAKOΣIΩN. 16 мм, 4,32 г.

Этолийский союз, Этолия. Серебро, статер. Около 250-225 г. до н.э. Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: стоящий этолиец, правая нога на скале, одет в хламиду, за спиной висит каузия, в правой руке держит копье и меч в левой; надписи Δ слева, AITΩΛΩΝ справа. 25 мм, 10,56 г.

Македония, Халкидский союз, Олинф. Серебро, тетрадрахма. Около 382-379 г. до н.э. Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: кифара, надпись XAΛKIΔEΩN.  25 мм, 14,49 г.

Сатрапия Кария, Галикарнас. Пиксодар. Серебро, дидрахма. Около 340-334 г. до н.э. Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: Зевс Лабрандейский держит двойной топор лабрис над правым плечом и скипетр в левой руке; надпись ΠIΞOΔAPOY. 21 мм, 6,81 г.

Артемида — девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны. У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица». Культовыми животными Артемиды стали лань и медведица. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы.

Сицилия, Селинунт. Серебро, тетрадрахма. Около 450 г. до н.э. Аверс: Артемида в квадриге, рядом с ней Аполлон натягивает лук; надпись ΣEΛINONTIOΣ. Реверс: обнаженный речной бог Селинунт держит ветвь в левой руке и фиалу над алтарем в правой; перед алтарем петух, справа лист сельдерея и бык. 26 мм, 17,22 г.

Эпир, Сиракузы. Пирр. Золото, статер. Около 278-275 г. до н.э. Аверс: голова Артемиды с колчаном на левом плече. Реверс: Ника в хитоне несёт трофей в левой руке и венок в правой руке, надпись BAΣIΛEΩΣΠYPPOY. 15 мм, 4,27 г.

Македония под римским владычеством. Амфиполис. Серебро, тетрадрахма. Около 167-149 г. до н.э. Аверс: бюст Артемиды в диадеме с луком и колчаном на плече. Реверс: палица в дубовом венке, надпись ΜΑΚΕΔΟΝΩΝΠΡΩΤΗΣ. 31 мм, 17,01 г.

Македония. Амфиполис. Филипп II. Серебро, 1/5 тетрадрахмы. Всего вопросу. Около 348-342 г. до н.э. Аверс: голова Артемиды с колчаном на левом плече. Реверс: всадник на коне. 14 мм, 2,44 г.

Херсонес Таврический. Драхма. 2-1 г. до н.э. Аверс: Артемида Парфенос в короне. Реверс: олень, надписи XEP и MOIΡIOΣ. 3,86 г.

Дионис (Вакх, Бахус) — младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В римской мифологии ему соответствует Либер. С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык.

Понт. Амисос. Бронза. 85-65 г. до н.э. Митридатовы войны. Аверс: голова Диониса в венке из плюща. Реверс: тирс, прислоненный к священной корзинке, задрапированной шкурой тигра; надпись AMIΣOY. 21 мм, 8,4 г.

Сицилия, Наксос. Серебро, драхма. Около 460 г. до н.э. Аверс: бородатая голова Диониса в венке из плюща. Реверс: обнаженный бородатый Фавн сидит с канфаром в правой руке; надпись ΝΑΧΙΟΝ. 19 мм, 4,3 г.

Фессалия, Ламия. Серебро, гемидрахма. Около 400-350 г. до н.э. Аверс: голова Диониса в венке из плюща. Реверс: амфора, сверху лист плюща, справа прохус. 17 мм, 2,77 г.

Иония, Фокея. Электр, гекта. Около 377-326 г. до н.э. Аверс: голова Диониса в венке из плюща. Реверс: квадрат. 10 мм, 3,55 г.

Государство Селевкидов, Сирия. Антиох VI Дионис Эпифан. Серебро, тетрадрахма. 143-142 г. до н.э. Аверс: голова в диадеме. Реверс: Диоскуры верхом на лошадях с копьями, надпись BAΣIΛEΩΣANTIOXOYEΠΙΦANOUΣΔIONYΣOY. 23 мм, 16,67 г.

Картина дня

наверх