На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Дар Поморья»

«Дар Поморья» - большой трехмачтовый парусник - один из последних ветеранов среди больших парусных морских судов. Он построен в Гамбурге в 1909 году (без вспомогательного двигателя). До начала первой мировой войны он именовался «Принцесса Эйтель Фридрих» и служил учебной базой германского торгового флота. После войны он в счет репараций перешел Франции, где получил новое имя: «Кольбер». Его владельцем стал граф Форрест, которому передали судно в компенсацию за его погибшую на войне яхту. До 1929 года «Кольбер» без дела простоял в порту Сент-Назар, а в 1929 году его купила польская фирма «Поморье». С тех пор «Дар Поморья» был учебной базой польского флота в Гданьске. После ремонта, произведенного в Накскове, на судно поставили вспомогательный двигатель. В 1930 году судно было приписано к Гданьску, где тридцать лет служило учебной базой торгового флота за вычетом второй мировой войны, когда «Дар Поморья» стоял у Стокгольмского причала.
В свое время «Дар Поморья» пришел на смену старой польской учебной базе «Львов», которая была построена еще в 1868 году. В начале восьмидесятых годов нашего века «Дар Поморья» уступил свое место новому учебному паруснику «Дар молодежи». Но «Дар Поморья» считается одним из самых красивых и самых активно служивших кораблей учебного парусного флота во всем мире. Его всемирная слава укрепилась в 1934-35 годах, когда он совершил кругосветное путешествие, дважды обогнув мыс Горн, и еще более возросла в регатах 1972 и 1980 годов, где он вышел победителем. Вспомогательный двигатель добавляет судну 7,5 узлов скорости (около 14 км/ч). Максимальная скорость хода под парусами и с двигателем составляет 17 узлов (31,5 км/ч). Две его первые мачты несут по пять прямоугольных парусов, бизань мачта - четыре прямоугольных паруса и бригантину. На бушприт крепят четыре фока, шесть стакселей размещены между мачтами. Высота грот-мачты - 47,3 м.
В настоящее время парусник превращен в музей.
30 декабря 1936 года Польской Республикой были выпущены в обращение серебряные монеты 750 пробы номиналами 2 (тираж 3 918 000 шт.) и 5 злотых (тираж 1 000 000 шт.), посвященные 15-летию создания морского порта в городе Гдыня. На реверсе этих монет изображен парусник «Дар Поморья».


В 1980 году Республика Польша выпустила медно-никелевую юбилейную монету номиналом 20 злотых «50 лет Дару Поморья» (тираж 2 069 200 шт.).

К 75-летнему юбилею парусника 27 апреля 2005 года в серии «История злотого» Польским Народным Банком выпущены монеты номиналом 2 злотых из нордика (тираж 920 000 шт.) и 10 злотых из серебра 925-й пробы (тираж 61 000 шт.) с изображением памятных монет образца 1936 года.

5 октября 2009 года Национальный банк Республики Беларусь ввел в обращение памятные монеты «Дар Поморья» серии «Парусные корабли»: серебряную — номиналом 20 рублей, сплав 925-й пробы (тираж 25 000 шт.) и медно-никелевую номиналом 1 рубль (тираж 5 000 шт.).

Картина дня

наверх