На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игорь Сергеевич Крылков

Игорь Сергеевич Крылков — заслуженный художник РСФСР, главный художник Гознака, один из создателей многих банкнот СССР с 1947 по 1991 год, а также документов и ценных бумаг — начиная с лотерейных билетов и заканчивая ваучером.

Игорь Сергеевич родился 31 марта 1927 года. Страсть к рисованию овладела им ещё в детстве. Он брал частные уроки рисования, занимался в художественной студии при Центральном дворце пионеров и мечтал о поступлении в художественное училище. Но в далеко идущие планы юного живописца вмешалась война. До 1944 года он с мамой находился в эвакуации в Йошкар-Оле, потом вернулся в Москву.

На Гознак Игорь Крылков устроился 16-летним подростком в феврале 1944 года с помощью дяди, работавшего в Минфине. На фабрике была принята система индивидуального обучения, действующая до сих пор: ученик прикрепляется к мастеру и с ним вместе работает. Его наставником был Иван Иванович Дубасов, легендарная личность, главный художник Гознака в то время, автор Государственного герба СССР. Пройдя за год ускоренный спецкурс, в марте 1945 года Крылков был зачислен художником-графиком. Его дипломной работой стала оборотная сторона рублёвой купюры образца 1947 года (лицевую сторону готовил Иван Иванович Дубасов).

 

1 рубль, 1947 год.

Денежная реформа 1947 года проводилась в сжатые сроки и в строжайшей тайне. Во время войны страну наводнили фальшивки, и срочно нужны были новые деньги. Работали по 12 часов, без выходных и отпусков бригадным методом четыре художника: Дубасов, Поманский, Солярский и Крылков, а также граверы Аферов и Михеев. О ходе работ докладывали лично Сталину. Сталина долго не устраивали предложенные эскизы — ни этнографическая серия, где были изображены народы СССР, ни серия с портретами известных людей, ни военная серия. Иосифу Виссарионовичу даже предлагали изобразить его портрет на банкнотах, но эту идею он категорически отверг. Однажды вождь народов заметил: «А чем были плохи царские деньги?». Эта идея была тут же использована, поэтому между купюрами 1947 года и царскими деньгами довольно много общего. Утверждая эскизы, Сталин ставил на понравившихся купюрах жирную галочку красным карандашом. Эскизы с его автографом до сих пор хранятся в музее Гознака. Трудно сказать, в каком стиле выполнены банкноты образца 1947 года. Это не ампир, не рококо, а нечто этакое купеческое псевдославянское, но разработка толковая — технически и художественно продуманные банкноты, хорошо защищены от подделок. Сталин эскизы одобрил, и они пошли в дело. По мнению Игоря Сергеевича, эта серия была неудачной, чрезмерно эклектичной.

В послевоенное время художник участвовал в разработке новых денег для Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии. Кроме того, после войны была выпущена целая серия облигаций и лотерейных билетов. В 1958 году Крылков сделал эскиз первого билета денежно-вещевой лотереи.

 

Лотерейный билет Денежно-вещевой лотереи. 1958 год. 5 рублей.

К денежной реформе 1961 года у Игоря Крылкова отношение неоднозначное. Банкноты образца 1961 года выглядели проще сталинских. Вроде все было на месте: многокрасочная орловская печать, водяные знаки, сетка, металлография — но композиция получилась менее выразительная, какая-то дробная. Кроме банкнот, Крылков рисовал эскизы памятных и юбилейных монет, памятных медалей и почтовых марок СССР.

50 копеек, 1967 год. 50 лет Советской власти. 25 мм; 6,45 г. Медно-никелевый сплав. Тираж 50 000 000 штук. Художник И.С. Крылков. Лепка Н.Н. Филиппова и И.С. Комшилова.

1 рубль, 1967 год. 50 лет Советской власти. 31 мм; 11,25 г. Медно-никелевый сплав. Тираж 52 500 000 штук. Художник И.С. Крылков. Лепка Н.Н. Филиппова и И.С. Комшилова.

1 рубль, 1983 год. 20 лет со дня полёта первой женщины-космонавта В. Терешковой в космос. 31 мм; 12,8 г. Медно-никелевый сплав. Тираж 2 000 000 штук. Художник И.С. Крылков. Лепка И.С. Комшилова.

1 рубль, 1983 год. 400 лет со дня смерти русского первопечатника Ивана Федорова. 31 мм; 12,8 г. Медно-никелевый сплав. Тираж 2 000 000 штук. Художник И.С. Крылков. Лепка С.М. Иванова.

1 рубль, 1985 год. 115 лет со дня рождения В. И. Ленина. 31 мм; 12,8 г. Медно-никелевый сплав. Тираж 2 000 000 штук. Художник И.С. Крылков. Лепка А.В. Козлова.

Настольная медаль «В память 60-летия Союза Советских Социалистических республик. 1922-1982 гг.» Медальеры А.В. Бакланов, И.С. Крылков, А.Ю. Лукянов. Томпак, серебрение, 75 мм; 208,39 г.

Серия военные деятели. Портрет И.С. Исакова (1894-1967). 80-летие со дня рождения. 1974 год. Номинал: 4 копейки. Цвет сине-черный. Художник: И. Крылков. Гравюра А. Ткаченко.

Деятели Коммунистической партии Советского государства. Портрет М.И. Калинина (1875-1946). 1975 год. Номинал: 4 копейки. Цвет черно-коричневый. Художник: И. Крылков. Гравюра А. Ткаченко.

Деятели Коммунистической партии Советского государства. Портрет А.В. Луначарского (1875-1933). 1975 год. Номинал: 4 копейки. Цвет оливково-коричневый. Художник И. Крылков. Гравюра В. Смирнова.

Портрет И.А. Джавахишвили. 1976 год. Номинал: 4 копейки. Цвет палевый,черный, зелёный. Художник: И. Крылков.

Серия XXV съезд КПСС. Кремлевский Дворец съездов и Троицкая башня Кремля. 1976 год. Номинал 20 копеек. Цвет красный, вишневый, зеленый. Художник И. Крылков. Гравюра В. Карулина.

Серия XXV съезд КПСС. Барельефный портрет В. И. Ленина (1870-1924). Кремлевский Дворец съездов и Троицкая башня Кремля. 1981 год. Номинал 20 копеек. Художник И.С. Крылков. Гравюра С. Кузнецова.

Почтовый блок. Размер 9х7 см. Биатлонист и конькобежец. 1982 год. Номинал 50 копеек. Многоцветная. Художник И. Крылков.

Серия 40-летие Победы. Орден «Победа». 1985 год. Номинал 20 копеек. Многоцветная. Художник И. Крылков. Гравюра В. Савельева.

Портрет А.С. Макаренко. 1988 год. Номинал 10 копеек. Цвет зеленый, тёмно-зеленый. Художник И. Крылков.

Портрет М.С. Шагинян. 1988 год. Номинал 10 копеек. Цвет коричневый. Художник И. Крылков.

После денежной реформы 1961 года художникам Гознака запретили делать любые эскизы банкнот СССР, чтобы исключить появление слухов о новой денежной реформе. В 1960-80е годы у Гознака были другие заказчики — КПСС, Минобороны, всякие ведомства. Художники Гознака разрабатывали новогодние поздравления от имени председателя Совета Министров СССР, пригласительные билеты на кремлевскую елку, эскизы верительных грамот для послов, макеты юбилейных медалей и почетных знаков, образцы нового партийного билета и удостоверения члена ЦК. Игорь Крылков разработал дизайн гражданского паспорта, аттестата, свидетельств о рождении и браке, выполнил уточнение и перерисовку Государственного герба СССР.

 

Аттестат о среднем образовании.

 

Свидетельство о рождении.

 

Свидетельство о заключении брака.

 

Паспорт гражданина СССР образца 1974 года.

В 1976 году московский горком КПСС по поручению Гришина доверил Гознаку сделать портрет к 70-летию Брежнева. За неделю авральной работы Крылков выполнил по фотографии неплохой акварельный портрет.

С делегацией Гознака художник выезжал в загранкомандировки в ГДР, где знакомился с работой монетного двора и в Афганистан, когда Гознак в 1980 году по просьбе председателя народно-демократической партии Бабрака Кармаля разрабатывал государственный герб и флаг Афганистана, а также партийную эмблему и партийный флаг.

50 афгани 1979 года. Демократическая Республика Афганистан, ДА Афганистан банк, 1979. На лицевой стороне расположен логотип банка-эмитент, на оборотной стороне изображен зимний вид на Дворец Дар уль-Аман, построенный в середине 1920-х гг. Дизайн разработан И. Крылковым и отпечатан на Гознаке.

100 афгани 1979 года. Демократическая Республика Афганистан, ДА Афганистан банк, 1979. На лицевой стороне расположен логотип банка-эмитента, на оборотной – изображение плотины гидроэлектростанции. Дизайн разработан И. Крылковым и отпечатан на Гознаке.

500 афгани 1990 года. Демократическая Республика Афганистан, ДА Афганистан банк, 1990. На лицевой стороне изображены всадники, играющие в национальную игру бузкаши, на оборотной - крепость в Кабуле. Дизайн разработан И. Крылковым и отпечатан на Гознаке.

В 1981 году Игорю Крылкову присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Также художник награжден несколькими медалями.

Над эскизами банкнот 1991-92 годов Игорь Крылков работал вдвоем с художником-графиком Тимофеевым. Эти купюры были выдержаны в стилистическом единстве с денежными знаками СССР.

 

100 рублей, 1991 год.

 

500 рублей, 1992 год.

В 1992 году Игорь Крылков работал над созданием приватизационного чека. Художником было предложено пять вариантов эскизов. В его вариантах было изображение семейства - мама, папа и ребенок, был вариант в стиле лотерейного билета, с купоном и без купона. Рассматривалось и декоративное решение в стиле старых российских ценных бумаг. Анатолий Чубайс утвердил вариант ваучера с Белым домом. После того как был утвержден эскиз, Крылков поставил свой крошечный автограф там, где на эскизе изображена гостиница «Украина», зашифровав буквы ИК среди узоров.

 

Приватизационный чек 10000 рублей, 1992 год.

О банкнотах образца 1993 года Крылков отзывается скептически. С распадом Советского Союза с банкнот убрали портрет Ленина, герб государства и советскую символику, а ведь это, прежде всего, была еще одна степень защиты от подделки. Вместо герба на новых банкнотах Игорь Крылков поместил изображение российского триколора и Кремля. Кроме того, Георгий Матюхин, бывший в то время председателем Центробанка, решил в старых традициях поставить на купюрах свою подпись. Выпуск новых денег заказывал генеральный заказчик Гознака — Центральный банк, департамент эмиссионно-кассовых операций. По мнению Крылкова, эта серия получилась не очень удачной, хотя полиграфически банкноты были выполнены на достаточно высоком уровне.

 

100 рублей, 1993 год.

 

1000 рублей, 1993 год.

Игорь Крылков — автор идеи оформления банкнот Банка России образца 1995 года, сохранивших стиль оформления и после деноминации. Эта серия получила условное название «от Москвы до самых до окраин».

 

500000 рублей, 1995 год.

 

10 рублей, 1997 год.

 

100 рублей, 1997 год.

Одним из первых был утвержден эскиз сторублевой — тогда еще стотысячной — купюры с изображением Большого театра и его главного символа — квадриги Аполлона. Эскиз сторублёвой купюры Крылков рисовал сам, используя фотографии театра из Фотохроники ТАСС, а гравюры делал Алексей Тимофеев.

Ныне Игорь Сергеевич — пенсионер, но от дел не отошел: его опыт высоко ценится коллегами.

На основе воспоминаний Игоря Сергеевича Крылкова.

Картина дня

наверх