На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Братья «катеньки» и «петеньки»

Всем известны знаменитые «катенька» и «петенька» – последние дореволюционные 100- и 500-рублевые банкноты, появившиеся в обращении в 1910-е годы. Рисунок лицевой стороны этих банкнот разработал Рихард Германович Заррин в 1907 – 1908 годах. Что же касается оборотной стороны (с портретами), то она сделана по эскизам Рудольфа Рёсслера, выполненным еще в 1894 году. Однако мало кто знает, что по изначальной задумке предполагалось выпустить целую серию новых банкнот всех номиналов, украшенных портретами российских императоров (на 1 рубле вместо портрета поместили государственный герб). В фондах Гознака сохранились эскизы банкнот этой серии номиналом от 1 до 100 рублей.


Автор этих эскизов Рудольф Рёсслер – австриец, работавший в «частных заведениях Вены». В 1894 году он был приглашен на службу в Экспедицию заготовления государственных бумаг Густавом Франком, который незадолго до того стал заведовать художественными работами Испытательного отделения ЭЗГБ. У Франка было свое понимание принципов защиты банкноты от подделки. По его мнению, главным принципом должна быть сложность рисунка металлографской печати, которая максимально затруднит ее повторение. Очевидно, Рёсслер, с которым Франк вел переговоры во время заграничной командировки, разделял это мнение. Во всяком случае, все его эскизы «императорской серии» полностью отвечают этому требованию – их композиция насыщена мелкими деталями, и рисунок очень сложен и полон «уловок» для тех, кто попытался бы его скопировать. Приехав в Россию, Рёсслер поступил на должность мастера пантографно-гильоширной мастерской III Отделения ЭЗГБ, где прослужил почти четверть века – до конца 1919 года. Никаких других его работ, кроме эскизов «императорской серии» банкнот, пока в фондах Гознака обнаружить не удалось.


Эскизы Рёсслера были розданы в работу граверам ЭЗГБ. Однако эта работа забуксовала. Для гравирования такого сложного рисунка на доске для металлографской печати тогда требовались годы работы гравера. По-видимому, вскоре стало ясно, что быстро закончить подготовку к выпуску всей «императорской» серии невозможно. В 1898 – 1899 гг., после денежной реформы Сергея Витте были выпущены новые банкноты, оформленные проще серии Рёсслера. Можно предположить, что «императорскую» серию готовили к реформе, но из-за сложности и невозможности ее ускорить работа над ней забуксовала, хотя в 1900-е годы она продолжилась. Эскиз 100-рублевого билета переделали в 500-рублевый, 10-рублевого – в 100-рублевый. Была окончена доска для печати 25-рублевого билета с портретом Александра III, выполненная Периклом Ксидиасом. Первоначально на нем планировали изобразить Александра II, однако Витте лично произвел «рокировку» портретов, «переместив» Александра II на трехрублевку. Разработка банкнот мелких номиналов не была доведена до конца, вероятно – из-за явной нерациональности использования столь сложной металлографской печати. Были к «императорской» серии и другие «претензии». Например, Рёсслер, не учел помещение локального водяного знака и орловской печати на свои банкноты, сосредоточив их защиту на сложности металлографии. Серию надо было перерабатывать.

В результате до выпуска в обращение была доведена лишь работа над банкнотами двух самых крупных номиналов – 100 и 500 рублей. В 1907 – 1908 гг. Рихард Заррин исполнил для них новые лицевые стороны, и в 1911 – 1914 гг. новые «катенька» и «петенька» были выпущены в обращение, сразу став визитной карточкой ЭЗГБ – высшим достижением дореволюционного банкнотного производства России. Однако нет сомнения, что если бы все банкноты по эскизам Рёсслера были выпущены, они стали бы самыми известными и необычными банкнотами дореволюционной России.

Андрей Богданов, выставочный комплекс АО «Гознак»

Картина дня

наверх