На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Альфред Рудольфович Эберлинг

Эберлинг Альфред Рудольфович (по официальным документам Вильгельм-Альфред Генрихович) — русский советский художник, живописец-портретист и пейзажист, иллюстратор, фотограф, график и педагог, член Ленинградского Союза художников.

Альфред Эберлинг родился 3 января 1872 года в городе Згеже Лодзинского уезда Петроковской губернии (территория современной Польши). Основную часть жизни прожил в Петербурге-Ленинграде. В 1886–1889 годах учился в Варшавском рисовальном классе. В 1889 году поступил и в 1898 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге по мастерской И.Е. Репина, историческая живопись, с присвоением звания художника I степени за картины «Турецкое кладбище» и «Весна». Учился вместе с Рерихом, Малевичем, Сомовым, Кустодиевым и Петровым-Водкиным. В 1899 году выехал с группой художников в Константинополь для выполнения правительственного задания по росписи православного храма в Сан-Стефано. В 1891 году награжден малой серебряной медалью за этюд с натуры. С 1900 по 1913 год ежегодно на несколько летних месяцев выезжал за границу, подолгу жил в Италии, главным образом во Флоренции, бывал в Риме, Ассизи, Венеции, в Париже, Вене и других художественных центрах Западной Европы. Изучал там старых мастеров и интенсивно занимался живописью: писал картины, преимущественно аллегорического и жанрового содержания, пейзажи, портреты. Был ценимым в светских кругах как портретист салонного толка и даже, по рекомендации И.Е. Репина, придворный живописец. В 1900 году продолжил образование в Мюнхене у Франца Ленбаха. Помимо русского, владел немецким, польским, французским и итальянским языками. На рубеже веков Эберлинг часто выставлялся на весенних выставках в залах Академии. Уже тогда его произведения привлекали внимание прессы.  В 1909 году журнал «Наша Родина» писал о нем: «Альфред Эберлинг. Четко и красиво, поэтично и холодно звенит это сочетание слов... Не придет в голову, что так зовут акцизного чиновника или владельца табачной лавочки. Это имя поэта, и он действительно поэт, поэт красок. Его краски — стихи в живописи, легкие, прозрачные, прекрасно холодные. У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова…».

Портрет светлейшего князя Ивана Николаевича Салтыкова.

Портрет саратовского губернатора Михаила Николаевича Галкина-Врасского. 1906 год.

Известность Эберлинг приобрел еще в дореволюционные годы, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II в 1917 году. Помимо официальных портретов, создавал также в эти годы портреты знаменитых балерин — Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, с которой его связывала близкая дружба и переписка. «Весь вкус, всю прелесть своего колорита Эберлинг отдает женским портретам», — писали газеты о его работе, — «портреты известнейших наших балерин выходят у него очаровательными». Некоторые из этих портретов находятся в коллекции Театрального музея им. Бахрушина в Москве.

Портрет Тамары Карсавиной. 1908 год.

Портрет Анны Семеновны Ротванд.

Портрет балерины Тамары Карсавиной. 1911 год.

В 1896 году ещё студентом Эберлинг выполнил картину «Старая и «Новая» живопись» (аллегория на распространившееся тогда искусство декадентов). В том же году картина была показана на Академической выставке в Императорской Академии художеств в Петербурге и международной выставке в Берлине. Позднее художник принёс картину в дар Пензенскому художественному училищу. Помимо Академических выставок Эберлинг участвовал в выставках «Общества имени А.И. Куинджи», которое он учредил в 1900 году, и Общества акварелистов, а также в зарубежных выставках в период пребывания за границей. В 1902 году во Флоренции написал свою самую большую картину «Сон художника», показанную на выставках во Флоренции, Варшаве, Петербурге и Москве. В 1904 году картина экспонировалась в США в городах Сент-Луисе и Нью-Йорке, где и была приобретена для музея Сан-Франциско. Наряду с ней в США было приобретено ещё несколько картин Эберлинга: «Константинополь. Кладбище», «В горах Тосканы», «Венеция», «Под белым знаменем».

В горах Тосканы. 1912 год. Государственный художественный музей Алтайского края.

В 1904 году началась многолетняя педагогическая деятельность Эберлинга. Когда в 1906 году директором Императорского Общества поощрения художеств стал Николай Константинович Рерих, то среди других педагогов он пригласил и Альфреда Эберлинга. В 1904—1917 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В эти годы художником было написано около 100 портретов, главным образом представителей театрального мира. В 1910 году иллюстрировал поэму М.Ю. Лермонтова «Демон».

Тамара и демон. Иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». 1910.

Плакат. Подпишись на военный 5% заем – проложите путь к победе. Петроград. 1916 год.

После революции, в 1918 году вместе с художниками Белым и Бобровским участвовал в создании на базе Рисовальной школы художественно-педагогического техникума, в котором преподавал до 1933 года. В 1924 провел в Ленинграде персональную выставку. С 1924 по 1929 год входил в «Объединение художников имени И.Е. Репина». В 1925—1930 годах руководил изостудией АХР в Ленинграде. В 1934 году по приглашению Исаака Бродского занял место профессора Академии художеств по живописи, рисунку и композиции в ЛИЖСА, где проработал до 1937 года. Параллельно до 1940 года преподавал в изостудии Ленинградского Дворца пионеров и изостудии Дома учёных.

Сотрудничество с Гознаком открыло Эберлингу новую фазу карьеры официального портретиста — на этот раз в кругах советских руководящих лиц. В 1920—1930 годы по заказу Гознака исполнил портреты К. Маркса, В. Ленина, И. Сталина, В. Молотова, Л. Кагановича, М. Калинина для воспроизведения массовым тиражом. В 1923 году получил первую премию на конкурсе «Великая русская революция» за картину «На рассвете». В 1924 году, буквально через месяц после смерти Владимира Ильича, выдающиеся художники того времени — Анненков, Кустодиев, Малютин, Кордовский, Лансере, Петров-Водкин и другие — получили письма одинакового содержания: Гознак нуждается в портрете Ленина, «который, одновременно являясь художественным, мог служить для целей последующего воспроизведения с него классической гравюры на металле для изделий Гознака». По условиям конкурса, портрет предстояло исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом». Первую премию комиссия присудила Альфреду Эберлингу. 20 октября 1924 года он подписал договор: «Настоящим я, нижеподписавшийся, художник Альфред Рудольфович Эберлинг, беру на себя обязательства исполнить для Управления фабрик Заготовления Государственных Знаков портрет В.И. Ульянова-Ленина, согласно словесным указаниям тов. Енукидзе, размером не меньше натуральной величины, способом, который признаю наиболее целесообразным, за сумму 500 рублей золотом». Половина суммы выдавалась авансом. Кроме того, Эберлингу полагалась первая премия в 1000 рублей. Однако и условия были довольно жесткие — через три месяца, к 1 февраля 1925 года, портрет предстояло сдать. Все права на дальнейшее использование портрета переходили к Гознаку. Прежде, чем появился окончательный вариант портрета В.И. Ленина, Эберлингу пришлось немало поломать голову над тем, как должен быть изображен Ленин на дензнаках: в кепке или без нее, в профиль или анфас и т.д. В конце концов, Эберлинг нарисовал вождя в своем галстуке, завязанным узлом, которым он сам привык завязывать эту деталь одежды. Портрет Ленина работы Эберлинга стал классикой советской денежной и почтовой миниатюры. Он воспроизводится на стандартных почтовых марках, изданных в 1928, 1929 и 1937 годах массовым тиражом: «В овале портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа».

Стандартная марка, 1927 год. Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа, художник Л. Якимченко. Номинал 18 копеек. Цвет оливковый.

Стандартная марка, 1928 год. Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа, художник Л. Якимченко. Номинал 14 копеек. Цвет темно-зеленый.

Стандартная марка, 1928 год. Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа, художник Л. Якимченко. Номинал 18 копеек. Цвет темно-синий.

Стандартная марка, 1929 год. Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа. Номинал 14 копеек. Цвет темно-синий.

Стандартная марка, 1937 год. Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа. Номинал 40 копеек. Цвет темно-синий.     

Портрет В.И. Ленина, выполненный для денежных знаков, был впервые помещён на купюрах образца 1937 года, выпущенных в честь 20-й годовщины Октябрьской социалистической революции. В послевоенные годы рисунок Эберлинга использовался в качестве водяного знака на советских купюрах выпуска 1947 и 1957 годов.

 

Билет Государственного Банка Союза ССР 10 червонцев 1937 г. Художник И.И. Дубасов. Портрет В.И. Ленина выполнил А.Р. Эберлинг, гравировал художник А.Г. Блюм.

Билет Государственного банка СССР 100 рублей 1957 г. Художник Иван Иванович Дубасов, портрет В.И. Ленина гравировал художник С.И. Аферов, по фотографии (16 октября 1918 г.) Петра Адольфовича Оцупа. Водяной знак: художник Альфред Рудольфович Эберлинг.

В 1929 и 1930 годах в обращение поступили две серии художественных маркированных почтовых карточек с репродукциями картин, хранившихся в Центральном музее Революции СССР в Москве. В обеих сериях были изданы почтовые карточки с репродукцией картины А.Р. Эберлинга «Владимир Ильич Ленин».

Двойная маркированная почтовая карточка, 1929 год. Ленин В.И. Музей Революции Союза ССР. Москва.

Среди произведений, созданных Эберлингом в станковой живописи в 1918—1940 годы, картины «Первые вести Октября» (1918), «Портрет С. Орджоникидзе», «Портрет стахановки Смирновой», «Портрет М. Горького» (все 1937), «Портрет балерины Семёновой» (1940), «В.И. Ленин в 1895 году», «Портрет Ушинского», «Портрет В.И. Ленина» (все 1946), «Портрет И. Сталина», «Портрет академика Н.Г. Хлопина» (обе 1947), «Портрет академика С.П. Давиденкова» (1951) и другие.

Эскиз к картине Альфреда Эберлинга «Ленин идет в Публичную библиотеку». 1929 год.

Репродукция портрета Владимира Ильича Ленина работы художника Альфреда Эберлинга, акварель, 1936 год.

С началом войны он был эвакуирован из осажденного немецкими войсками Ленинграда вместе с рядом других деятелей искусства в глубокий тыл. В эвакуации жил в селе Сараса Алтайского района Алтайского края, где в 1943 году он пишет картины «Алтайская весна» и «Алтайский пейзаж» или «Пейзаж с подсолнухами». Там обратил внимание на способного к живописи местного подростка Володю Сокола и дал ему первые уроки профессионального мастерства. По совету Эберлинга после войны В.П. Сокол приехал в Ленинград, поступил в ЛВХПУ им. Мухиной, и впоследствии стал известным сибирским художником, Заслуженным художником РСФСР. В фондах Государственного художественного музея Алтайского края хранится композиция художника «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», исполненная в характерном для того времени стиле революционного символизма.

Натюрморт. 1948 г.

Из эвакуации Эберлинг возвратился обратно в Ленинград, где и провел остаток своих дней. В его творческом наследии интересны также фотографии, сделанные еще на заре века. Среди учеников Эберлинга можно отметить известных советских художников В.Ф. Загонека и Б.С. Угарова.

Эберлинг Альфред Рудольфович скончался 18 января 1951 года в Ленинграде на восьмидесятом году жизни и был похоронен на Шуваловском кладбище. Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других странах. В 1952 в Ленинграде прошла посмертная выставка произведений художника.

Картина дня

наверх