Фетваджян Аршак Абрамович – армянский художник, живописец и дизайнер. Наиболее известен как автор акварелей архитектурных памятников средневекового армянского города Ани, а также как проектировщик денежных знаков и почтовых марок Демократической Республики Армении.
Родился 1 октября 1866 года в городе Трабзоне в Османской империи.
В родном городе он учился в национальном художественном институте, затем продолжил своё обучение в Государственной художественной школе, открытой в Константинополе армянским скульптором Ервандом Восканом. Обучение Фетваджяна в Константинополе спонсировал министр почты Османской империи Воскан Бей Мартикян, но при этом просил не раскрывать его имени. Фетваджян дал слово своему покровителю никогда не разглашать тайны. При этом он с большим уважением всегда отзывался об этом человеке.
По окончании художественной школы в 1887 году, Фетваджян уехал в Рим, где был принят в академию Сан-Лука и учился у итальянского живописца и скульптора Чезаре Маккари. В 1891 году Аршак Фетваджян принял участие в итальянской национальной художественной выставке, где его художественный талант оказался в центре внимания. В том же году уехал на учёбу в Вену. В студенческие годы его учителями были известный итальянский акварелист Салваторе Валери, а также Гевонд Алишан – настоятель армянского монастыря конгрегации мхитаристов на острове Святого Лазаря близ Венеции. Таким образом, два источника – две культуры подпитывали творческий талант Фетваджяна, призванного раскрыть и популяризировать всё то духовно ценное, что было создано армянским народом в области изобразительного искусства. В эти годы Фетваджян одно за другим переводил с итальянского и французского произведения западных классиков, по ходу публикуя и свои статьи в константинопольской и венской прессе. Именно тогда он создает работы, проникнутые исключительно армянской тематикой. Неспроста уже в 90-е годы ХIХ столетия репродукции этих картин висели на стенах во многих армянских домах. Фетваджян неустанно работал над собой, изо дня в день совершенствуя свое мастерство. Он изучал лучшие коллекции в европейских музеях и почти всё западное живописное наследие.
В 1895 году Фетваджян переехал в Санкт-Петербург. В России он участвовал в художественных выставках и присоединился к Союзу русских художников, став единственным иностранным членом Петербургского общества акварелистов. Некоторое время Аршак Абрамович занимался театральной критикой и изучением архитектуры. На картинах Фетваджяна запечатлена своеобычная живописная трансформация архитектурной культуры. Из художников он первым понял, что памятники представляют особую художественную ценность и что они достойны того, чтобы стать частью живописи и быть изображенными. В Ани Фетваджян на каждом шагу видел украшенные скульптурами колонны, капители, карнизы, скульптурно украшенные парадные входы.
В начале 1900-х годов Аршак Фетваджян уехал в Закавказье, где организовал несколько своих выставок в Батуме, Тифлисе и Баку. Отношение художника к Армении с самого начала было очень эмоциональным: «Поэтичный Трапезунд, где я родился и провел детство, Константинополь, где прошли годы юношеских мечтаний, Италия, где я пережил сердечный трепет восторгов молодости, потом Австрия, Франция, Германия, , где я выпускал на волю свои мысли, и следующее десятилетие созревания в столицах, где я набирался способности оценивать хорошее, – все мгновенно померкло и обесцветилось тем незабываемым прекрасным утром в июле 1900 года, когда поезд Тифлис-Александрополь, пыхтя на подъеме, проехал волшебную долину Дзорагета и остановился на поле Ширака. Как драгоценный камень, светозарной ясностью сиял город наш среди всех городов, весь исполненный совершенной красоты». В качестве художника-исследователя под руководством Н.Я. Марра он участвовал в археологических раскопках средневековой армянской столицы Ани, где сосредоточены выдающиеся образцы армянского храмового и светского зодчества. Изучив весь город, Аршак Абрамович сделал более тысячи акварелей и рисунков дворцов и , запечатлев в мельчайших подробностях их детали и декор. «Невозможно было не горевать при виде уничтоженной цивилизации, такого всеобъемлющего разорения древних благородных ценностей, – вспоминал художник о своих первых впечатлениях. – Сердце комом встало в горле, в глазах помутилось от слез». Многое из того, что изобразил художник, потом или вовсе исчезло, или сильно изменилось. Фетваджян поставил во главу угла достоверность воспроизведения исторического наследия. Видя масштаб разрушений, он считал своим долгом с максимальной точностью запечатлеть сохранившееся, ведь «каждый обломок был полетом мысли и воображения». Ценители и знатоки живописи, посещавшие его выставки на Кавказе, позднее в Европе и Америке, не раз говорили о том, что даже самые удачные фотографии не могут дать такого глубокого и верного представления о памятниках древности.
В 1906 году Фетваджян переехал в Тифлис, где остался на тринадцать лет. В том же году в Вене он на собственные средства напечатал 15 открыток со своими анийскими пейзажами. В это время он много ездит по Европе, Армении, изучает историю армянской архитектуры, прикладное искусство, национальный костюм, делает акварельные рисунки армянской одежды. Помимо исторических памятников Ани, Фетваджян также запечатлел и другие армянские памятники культуры Кавказа (например, «Базилика Текора» в Карсе), жизнь и пейзажи Армении (например, «Восточная Почта», «Гора Арагац», «Озеро Севан»), портреты армян и других народов.
Кафедральной собор Ани. Общий вид церкви Тиграна Оненца с юго-запада.1905. Бумага, акварель.
Руины церкви Святой Троицы. Текор. Бумага, акварель. 19x28,5 см.
Церкви в Ани. 1920.
Три карниза (1900-1912). Бумага, карандаш. 51,2x69 см.
Ани. Церковь Хутаванк. (1900-1912). Бумага, картон, карандаш. 51x35,7 см.
Ани. Ереруйк. Монастырь Гандзасар. Хутаванк. (1900-1912). Бумага, картон, карандаш. 79x58,5 см.
Армянка в грузинской одежде. Холст, масло. 118x79 см.
Портрет горца. Холст, масло. 97x68 см.
Стефан Таронский, Асохик. Холст, масло. 90x118 см.
Вардапет Михаил. 1907. Бумага, акварель. 26,5x18 см.
Волна. 1903. Холст, масло. 70x135 см.
Арарат. Холст, масло. 50x88 см.
В этот период художник делает множество эскизов надгробных плит кладбищ древней Джуги, Каракилиса. Затем уже он работает над восстановлением церквей. Он хорошо понимал необходимость возрождать созданное армянами, через тысячи лет забытья призывать к жизни неповторимые образцы армянской архитектуры. Обращаясь к теме церквей, Фетваджян не только стремился сохранить память о древней истории, но создавал новое: его работы украсили действующие церкви Сурб Геворг и Сурб Степаннос в Тифлисе, Сурб Геворг в Армавире и Сурб Григор Лусаворич в Карсе. Фетваджян принимал активное участие и в вопросах консервации и реставрации памятников Эчмиадзина. В 1908 году на выставке в Тифлисе были представлены 24 акварели, посвященные Ани. В 1917 году в Тифлисе состоялась его новая масштабная персональная выставка. В том же году Фетваджян создал множество эскизов национального знамени – именно по его эскизу было изготовлено знамя, которое было поднято в начале 1918 года над Эрзрумом в попытке провозгласить здесь независимость Армении.
В мае 1918 года была провозглашена Демократическая Республика Армения. В 1919 году руководство республики поручило Аршаку Фетваджяну подготовить образцы денег и знаков почтовой оплаты ДРА. Были подготовлены денежные знаки достоинством в 50, 100 и 250 армянских рублей. Работая над созданием этих денег, художник находился под влиянием особенностей армянской архитектуры и миниатюры. Заказ на печатание банкнот на сумму 300 млн. рублей выполнила лондонская полиграфическая фирма «Ватерлоо и сыновья». Первая партия «лондонских» денег прибыла в Армению в начале 1920 года. Армянские надписи на купюрах были дублированы на французском и русском языках. Армянские рубли были выполнены на высоком художественном и техническом уровне. Денежные знаки оформлены в виде украшений стен древних армянских храмов с изображением драконов, грифонов и вишапов.
До провозглашения Армении Социалистической Советской Республикой, из Англии успели получить партию денежных знаков на 189 миллионов рублей. В феврале – марте 1921 года эти деньги были выпущены дашнакским правительством в обращение. В связи с инфляцией, особым постановлением правительства было решено пустить эти деньги в оборот по курсу 1 рубль «лондонских» денег равный 100 рублям чеков Эриванского отделения Государственного банка. Это позволило увеличить общую массу находящихся в обращении денег и несколько уменьшить денежный дефицит. При Советской власти постановлением от 31 декабря 1921 года «лондонские» деньги были аннулированы и подлежали обмену в двадцатидневный срок на армсовзнаки.
Республика Армения. 50 рублей, 1919 год.
Республика Армения. 100 рублей, 1919 год.
Республика Армения. 250 рублей, 1919 год.
Серию из 10 стандартных марок оригинальных рисунков изготовила в ноябре 1920 года парижская типография Шаспо. Марки отпечатаны на плотной белой бумаге с бесцветным или желтоватым клеем. На миниатюрах с номиналами в 1, 3, 5 и 15 рублей изображён орёл с мечом, разрубающий змия (размер по рамке 23х30 мм); на марках с номиналами в 25, 50 и 100 рублей – гора Арарат; на 40 и 70-рублёвых – женщина с прялкой (размер по рамке 39х24 мм).
Марки Демократической Республики Армения.
Известны многочисленные фальсификаты этих марок зарубежного происхождения. Они отличаются от подлинных отсутствием признаков гравюры на стали, бумагой и клеем. Часть марок были проданы филателистам и дилерам в Париже в 1924 году; существует предположение, что это было сделано «правительством в изгнании» (партией Дашнакцутюн) так как им были нужны деньги для финансирования их деятельности. Марки с номиналами в 1, 3, 5, 10 и 15 рублей с чёрной надпечаткой герба ССР Армении использовались как гербовые марки.
Из Парижа, где Фетваджян контролировал печать марок, в Советскую Армению художник не вернулся. В 1920 году состоялась персональная выставка художника в Музее декоративных искусств Лувра, а в 1921 и 1922 годах прошли выставки в Лондоне – вначале в музее королевы Виктории и принца Альберта под названием «Армянская архитектура VI-XIII веков», затем в выставочном зале Королевского института археологии. В 1922 году Фетваджян уезжает в Нью-Йорк, где его выставка проходит в зале Колумбийского университета, а в следующем году – в Принстонском университете по приглашению Американского Археологического института. Позже он перебирается на постоянное место жительства в Бостон, где также проходит несколько его выставок, самая крупная – в 1932 году. В 1930-е годы, период «Великой депрессии» для Америки, эмигранты, хлынувшие из турецкой Армении, считались чуть ли не изгоями общества. Надо было как-то реабилитировать армян, проживающих на чужбине. Тогда в Бостоне решено было организовать экспозицию, состоящую из художественного наследия разных народов и стран. Фетваджян взял инициативу на себя. Благодаря его авторитету и влиянию в армянской общине в короткий срок удалось отобрать все самое лучшее из образцов искусства (рукоделие, ювелирные украшения, изобразительное искусство и другие национальные раритеты) и выставить на обозрение публики. Рассказывают, что армянский павильон представлял собой особое зрелище и привлек к себе истинных любителей искусства.
Неоднократно художник обращался к правительству советской Армении с просьбой о возвращении, однако каждый раз получал отказ. Аршак Фетваджян умер 10 октября 1947 года в Медфорде, штат Массачусетс, позже его останки были перезахоронены в Ереване. Посмертная персональная выставка художника прошла в Смитсоновском институте в Вашингтоне. За более чем 20 лет, посвящённых искусству, Аршак Фетваджян создал не менее двух тысяч работ, от карандашных рисунков до кропотливо точной акварели. Несмотря на то, что несколько престижных американских университетов обратились к нему с предложением издать его работы, художник пожертвовал все свои картины, рисунки и архив Национальному государственному Музею Армянской ССР (ныне Национальная галерея). В завещании Аршак написал: «Да будет благословен тот, кто выполнит моё пожелание». В 1956 году состоялась первая выставка работ Аршака Фетваджяна в Ереване, в Государственной картинной галерее.