На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Антон Брониславович Мадейский

Антон Брониславович Мадейский — польский скульптор, медальер, художник, автор изображений, выгравированных на монетах Второй Речи Посполитой. Родился 16 октября 1862 года в селе Большая Фосня, Овруцкого района, Житомирской области.

В 1882-1886 годах он учился в Краковской академии изящных искусств у Исидора Яблонского, Владислава Лущкевича и Валерия Гадомского. С 1886 по 1890 год Мадейский продолжил учебу в Венской академии в студии Германа Хельмера, Карла Кундмана и Каспара Клеменса Цумбуша. С 1893 по 1898 год он изучал скульптуру в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Успешно участвовал в ежегодных академических выставках и был известен, как один из самых плодовитых скульпторов, работавших в то время в городе на Неве. Проживая в Санкт-Петербурге, Мадейский много путешествовал по Польше, выезжал во Францию, Германию и Италию.

Скульптор Антон Мадейский (в шляпе) в сопровождении профессора Кароля Карчмарчика на крыше Дворца прессы.

В 1898 году Мадейский окончательно переехал в Рим, где с перерывами жил до конца жизни. В Риме он ведёт оживлённую деятельность, активно участвует в художественной жизни местной польской диаспоры. Его мастерская на улице Фламиния, 36 рассматривается, как своего рода художественный салон, и – из-за помощи, которую он оказывал полякам – «польское посольство» в Риме. В 1899 году художник организовал польские чтения в старинном литературном Кафе Греко на улице Кондотти. Назначил опеку над художником Александром Герымским, проходившего курс лечения в психиатрической больнице. После смерти художника, организовал посмертную выставку его картин в Обществе поощрения художеств в 1902 году, и выполнил (частично за счёт собственных средств) бюст Герымского на его могиле, на кладбище Кампо Верано в Риме.

В первые годы своего пребывания в Риме Мадейский поддался некоторому влиянию новых течений, что нашло свое отражение в повышенной экспрессии композиции, волнистых изгибах линий и мягкости моделирования его скульптур. От этих тенденций он быстро избавился под влиянием искусства античности и, особенно, итальянского Возрождения, оставшись приверженцем этого стиля в искусстве до конца жизни. Его скульптурные композиции сдержанные, величавые, иногда даже холодные в своей религиозности, но выполнены с большим мастерством. К работам этого периода относятся монументальный бюст Яна Матейко, установленный в нише на фасаде здания Дворца изящных искусств в Кракове (1901), а также два надгробия в Вавельском соборе: королевы Ядвиги (заказ Кароля Ланцкоронского, 1902) и короля Владислава III Варненьчика (заказ кардинала Яна Пузины, 1906). Вавельские монументальные произведения принесли Мадейскому славу, и привели к притоку заказов из Польши, в основном от семей Сангушко, Тарновских и Чарторыйских.

Бюст Яна Матейко. Бронза, 1900.

Гробница королевы Ядвиги.Белый каррарский мрамор. 1902.

Фрагмент гробницы королевы Ядвиги.

Гробница короля Владислава III Варненьчика. Бронза. 1906.

Также он выполнил: эпитафию Владислава Чарторыйского (в Вавельском соборе), рельеф с изображением Стефана Батория (для Королевского замка на Вавеле, 1903), памятник Маурицию Дружбацкому (в церкви Петра и Павла, отлит в Риме в 1912 году).

Бюст Романа Дамиана Сангушко. Мрамор. 1913–1914.

Боль (Печаль, Молитва). Белый мрамор.


Бюст Фредерика Шопена. Бронза, 1933.

В знак признания его заслуг для Кракова, в 1908 году Антон Мадейский был награжден Рыцарским крестом ордена Франца Иосифа.

В 1925 году Мадейский участвует в конкурсе на проект польских золотых монет, объявленный Национальным монетным двором в Варшаве. Его работа с изображением женщины в платке и венке из клевера на фоне колосьев получила вторую премию. Были отчеканены пробные монеты, но в серию они не пошли.


20 злотых, 1925. Проба. Бронза; 21 мм; 4,6 г. Тираж 105 штук.

Музой для Антона Мадейского при создании этого образа стала пани Янина Морштынова, урожденная Жултовская, жена польского военного атташе в Риме, писателя Людвика Херонима Морштына. Антон Мадейский познакомился с ней еще до Первой мировой войны. Янина Жултовская вместе с родителями посещала его семинары в Риме. Эскиз для монет художник выполнил с её портрета.

Первый съезд поэтов в доме Людвика Херонима Морштына в Плавовицах под Краковом, 1928. Первая слева в верхнем ряду пани Янина Морштынова.

Проект Мадейского с символическим изображением Полонии позже был реализован на реверсе двух, пяти и десятизлотовых серебряных монет, введённых в обращение в 1932 году.

 

10 злотых, 1932. Проба. Ag 750; 34 мм; 22 г. Тираж 100 штук.

2 злотых, 1933. Ag 750; 22 мм; 4,4 г. Общий тираж 25 200 000 штук. Монеты этого типа чеканились в 1932–1934 годах. Введены в обращение 31 октября 1932 года.

 

5 злотых, 1932. Ag 750; 28 мм; 11 г. Общий тираж 15 250 000 штук.

Часть тиража монет 1932 года без знака монетного двора были отчеканены на Королевском монетном дворе Великобритании (Лондон). Монеты этого типа чеканились в 1932–1934 годах. Введены в обращение 1 декабря 1932 года.

 

10 злотых, 1932. Ag 750; 34 мм; 22 г. Общий тираж 11 900 000 штук.

Монеты этого типа выпускалась в 1932–1933 гг. Введены в обращение 29 августа 1932 года.

После начала Второй мировой войны и оккупации Польши, 21 декабря 1939 года монеты были изъяты из обращения.

По случаю 50-летия творческой деятельности Мадейского, Общество поощрения художеств организовало в 1935 году юбилейную выставку его работ. Помимо скульптур были выставлены картины маслом, акварели, рисунки и фотографии. Юбилейная выставка вызвала интерес критиков к творчеству Мадейского и подытожила достижения художника. Критики дали высокую оценку исторической эрудиции Мадейского, солидному академическому опыту, большому вниманию к точности изображения и сдержанной внутренней экспрессии (Вацлав Хусарский, 1939). В 1936 году он был избран членом совета и ревизионной комиссии Ассоциации польских художников «Капитолий» в Риме.

Антон Мадейский умер 2 февраля 1939 года в Риме и был похоронен на кладбище Кампо Верано.

29 марта 2006 года в серии «История злотого» Польским Народным Банком были выпущены монеты номиналом 2 злотых из нордика и 10 злотых из серебра с изображением монет образца 1932 года.

 

2 злотых, 2006. Нордик; 27 мм; 8,15 г. Тираж 1 000 000 штук.

 

10 злотых, 2006. Ag 925; 32 мм; 14,14 г. Тираж 61 000 штук.

Картина дня

наверх