На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пьер-Александр Морлон

Пьер-Александр Морлон — французский скульптор и медальер, родился в городе Макон на улице Дуайен 4 июня 1878 года. Его отец, Пьер Морлон, был каменщиком, а мать, Евгения Дюбуа - прачкой.

25 июня 1897 года он был принят в Школу изящных искусств в Париже, где три года учился в мастерской у французского художника и скульптора Александра Фальгьера. После смерти Фальгьера, Морлон работает в мастерской Антонина Мерсье, автора реалистических исторических произведений и аллегорических композиций. Тогда же он становится учеником скульптора и медальера Анри Дюбуа. В мае 1900 года Морлон впервые выставляется на Салоне французских художников. Его студийные работы по гравированию медалей принесли ему первое место в конкурсе по композиции в 1901 году и второе место в 1902 году. С 1904 по 1907 год  он работал в студии Жюля-Клемана Шаплена. Эти мастера медальерного искусства «Прекрасной эпохи» обучили Пьера Морлона правилам оформления и символизму при составлении композиций медалей. В 1906 году Морлон получил премию Поля Шенавара. В 1907 году он представляет две свои работы Администрации монет и медалей: медали «Галлия» и «К оружию». В это время Александр Морлон жил в Париже, на улице Томб-Иссуар. Его студия находилась на проспекте Орлеан. На Салоне 1908 года Морлон представляет гипсовую модель большого барельефа под названием «Вино», который также называют «Давильщики» (создан в 1906 году). Барельеф выставлялся на Салоне до мая 1911 года, после чего он был передан в Макон и установлен в зале Торгово-промышленной палаты.

12 февраля 1913 года Александр Морлон женился в Париже на Сюзанне Мари Женевьеве Сотэн.

К майскому Салону 1913 года была готова его модель «Сборщики винограда». После войны памятник был выставлен на Салоне 1923 года и в том же году установлен в городе Макон, на площади Барре.
С началом войны, в ноябре 1914 года, Морлон был мобилизован и находился в действующей армии с декабря 1914 по ноябрь 1917 года, сначала в автомобильной службе 13-го артиллерийского полка, затем, с июня 1916 года, в железнодорожных войсках.

Как медальер, Пьер Морлон стал широко известен между 1921 и 1923 годами, благодаря победе в двух конкурсах на изготовление памятных медалей. По эскизам Морлона были отчеканены французская памятная медаль Великой войны 1914-1918 годов (1921) и французская версия союзнической памятной медали в честь победы в Первой мировой войне, известная как «Медаль Победы» (1923). Его стиль типичен для французского декоративно-прикладного искусства в межвоенный период, сочетающего геометрические декоративные формы с неизменной передачей образа.

За свои работы Морлон был награждён золотой медалью в 1920 году и почётной медалью в 1926 году. Он автор многих военных мемориалов в городах Шароль и Ла-Клаетт, департамент Сона и Луара, и в городе Рамбервиллер, департамент Вогезы. Наиболее известные скульптуры сохранились в его родном городе Макон: большая композиция из известняка, представляющая давильщиков винограда (большой зал торгово-промышленной палаты), скульптурная группа «Носильщики винограда» на площади Бар и монумент погибшим в Первой мировой войне. Много скульптур разных размеров находится в частных владениях. В 1927-1928 годах Морлон участвовал в реконструкции церкви Сен-Мишель в Виттельсайме, центральный фасад которой украшен скульптурами его работы. С 1926 по 1939 год Морлон выгравировал множество медалей и портретов для администрации Монетного двора и по заказу частных лиц или обществ. Некоторые произведения Морлона получили широкое распространение, в частности его модель Республики 1929 года, изначально предназначеная для вручаемых министерствами наград.

В 1931 году во Франции была возобновлена чеканка монет от лица государства, при этом характеристики монеты (металл, размер и вес) соответствовали выпускавшимся ранее бонам Коммерческой палаты Франции номиналом 50 сантимов, 1 франк и 2 франка работы гравера Жозефа Франсуа Домара. Для этих монет Морлон создал новый тип оформления французского франка с изображением Марианны, национального символа Французской республики, носящей фригийский колпак с кокардой-триколором, украшенный венком из колосьев и дубовых листьев на аверсе, и номиналом, окруженным рогами изобилия на реверсе: т.н. тип «Морлон». Этот портрет был использован на монетах в 50 сантимов, 1 франк и 2 франка до 1959 года. После денежной реформы и введения нового франка в 1959 году, алюминиевые монеты в 1 и 2 франка типа Морлон не были демонетизированы, находились в обращении до введения евро, и были приравнены к 1 и 2 сантимам соответственно. Также портрет Марианны был изображен на французских стандартных почтовых марках. Пьер Морлон выполнил эскизы для монет Уругвая, аверс которых очень похож на аверс французских монет.

Начавшаяся Вторая мировая война и оккупация прерывает его активную деятельность. С конца 1940 года Морлон живет в городе Удан, в селении Ла Форе, в доме, который он не покидал вплоть до своей смерти в 1951 году. За это время он сделал несколько медалей по заказу частных лиц и администрации Монетного двора. Портретная медаль в 1947 году и участие в конкурсе на новый дизайн монет в 1949 году стали последними упоминаниями о его деятельности.

Умер  Пьер-Александр Морлон в городе Удан 24 февраля 1951 года.

Памятная медаль в честь победы в Первой мировой войне (Межсоюзническая Победная медаль) 1914-1918 годов. Тираж 2 000 000.

В ознаменование победы в Первой мировой войне, в союзнических странах-победительницах — Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Италии, Кубе, Португалии, Румынии, Сиаме, США, Франции, Чехословакии, Южно-Африканском Союзе и Японии были выпущены медали схожего дизайна и с одинаковой лентой. Инициатором выпуска медали победы был маршал Франции Фердинанд Фош, который с апреля 1918 года был верховный главнокомандующий вооруженными силами Антанты, и одним из организаторов вооруженной интервенции в Советскую Россию. По его предложению в ходе Парижской мирной конференции всем странам, участвовавшим в боевых действиях на стороне Антанты, было рекомендовано выпустить награды под общим названием «Медаль Победы». Они должны были изготавливаться из бронзы и иметь в диаметре 36 мм. На аверсе предполагалось наличие аллегорической фигуры Победы с крыльями на спине, а на реверсе - названий государств-союзников или их гербов, а также девиза «Великая война во имя цивилизации» на языке соответствующей страны.

Французская медаль Победы был учрежден 24 января 1919 г. и, как указано в ведомственной инструкции министрства от 7 октября 1922 года, вручалась всем французским военным, а не только тем, кто воевал во Франции, но и тем, кто служил на Ближнем и Дальнем Востоке, в России, в Африке и т.д.

Памятная медаль Великой войны 1914-1918 годов.

Бронзовая медаль со встроенной планкой для ленточного подвеска с отделкой из листьев лавра и дуба. Аверс: бюст Франции в шлеме Адриана держит в левой руке меч рукоятью вниз и лавровые листья. Реверс: надпись в центре «Grande Guerre 1914-1918» и надпись по кругу и «REPUBLIQUE FRANCAISE».

Медаль учреждена 23 июня 1920 года и вручалась военнослужащим боевых и вспомогательных частей, которые участвовали в Первой Мировой войне с 2 августа 1914 по 11 ноября 1918 года.

Почетная медаль за гражданскую службу Министерства обороны.

Почетная медаль аэронавтики, учереждена согласно указа от 12 января 1921 года, для должностных лиц, учреждений и военно-воздушных баз за более чем 30 летнюю непрерывную усердную службу. Военно-воздушные силы. Вторая модель (17 февраля 1932 – 2 ноября 1978). Гравёр аверса Пьер-Александр Морлон, гравёр реверса Робер Коше. Диаметр 36 мм.

Бронзовая медаль. Тунис, Сфакс. Стрелковые соревнования в Сфаксе. 41 мм, 29,06 г. Аверс: бюст Марианны в галльском шлеме. Реверс: Обнаженный атлет с пальмовой ветвью возле картуша с надписью LA SFAXIENNE PRIX DE TIR.

Бронзовая медаль. Галлия. Париж. 63,5 мм, 108,84 г. Аверс: Галлия в шлеме с мечом и оливковой ветвью в правой руке, надпись GALLIA. Реверс: в поле из оливковых ветвей картуш с надписью LE JOURNAL.

Бронзовая медаль. К оружию, 1907. 27; 41; 63 мм. Аверс: Марианна в галльском шлеме, с мечом и щитом бросается в бой. Реверс: место для гравировки на фоне дубовых листьев.

Бронзовая плакета. Автомобиль, 1909. 72 мм. Аверс: гоночный автомобиль, над ним летящий Гений скорости. Реверс: место для гравировки на фоне лавровых листьев.

Серебряная позолоченная плакета, 1909. Воздушная навигация: наука реализует мечту о полете. Аверс: крылатый Гений, слева биплан, справа дирижабль. Реверс: слева изобетатель изучает полёт птиц, справа инженер регулирует авиационный двигатель. 73х100 мм.

Бронзовая плакета, 1910. Вальтер Андре Дестайер. 72х102 мм, 260,2 г. Аверс: Дестайер чертит в библиотеке. Реверс: замок Шато де Треваре, слева имена строителей замка, сверху надпись: сотрудники – архитектору Дестайеру.

Бронзовая медаль, 1910. Торговля. Аверс: женский бюст в шлеме Меркурия с моделью локомотива в руках.

Бронзовая плакета, 1912. Автомобиль. Аверс: крылатый Гений скорости бежит возле гоночного автомобиля. Реверс: место для гравировки в цветочном орнаменте. 48х79 мм.

Бронзовая медаль. 1-й конгресс французского языка в Канаде. Квебек, 1912. Аверс: собирательный образ канадской матери с детьми, внизу надпись «Говорите по-французски». Реверс: надпись, по кругу слова франко-канадского поэта Гюстава Зидлера «Это наша нежная речь, которая сохраняет нас братьями».

Бронзовая медаль. Акт мужества. 18 и 59 мм. Аверс: картуш с дубовой ветвью, надпись «Труд и оборона». Реверс: гладкий. Существует с реверсом медали «К оружию» диаметром 41 мм, 1915 год.

Серебряная медаль. Танк Первой мировой войны. 68 мм. Аверс: французский танк Сен-Шамон М16 возле окопа, над ним летящая воительница с мечом. Реверс: цветочный орнамент с гладким центральным медальоном.

Бронзовая медаль. Победа в ноябре 1918 года. Аверс: бюст Марианны в каске Адриана, с лавровой ветвью в руке. Реверс: цветочный орнамент с гладким центральным медальоном.

Бронзовая медаль. Спорт. 41, 50 и 68 мм. Аверс: Победа с лавровой ветвью, надпись: VICTOIRE. Реверс: спортсмены, представляющие виды спорта по кругу.

Бронзовая плакета, 1921. Свадьба. 63 мм. Аверс: под портиком, увенчанным дубовыми листьями, стоит пара лицом к лицу, держась за руки. Реверс: такой же портик с гладким полем для гравировки.

Бронзовая медаль, 1921. Жанна д'Арк. Парижский монетный двор. 32 и 63 мм. Аверс: Бюст Жанны д'Арк в латах, на которых написано JHESUS MARIE. Она держит меч в левой руке, а правой руке знамя с надписью: JEHANNE. Реверс: место для гравировки на фоне лилий, символа чистоты.

Бронзовая плакета. Республика, 1929. 43x49 мм.

Третья республика. Посеребрённая бронзовая наградная медаль за физическое воспитание. Аверс: Марианна. Реверс: в венке из лавровых и дубовых листьев надпись «От имени заместителя госсекретаря по физической культуре и спорту».

Бронзовая медаль, 1930. Женщина с голубем. 53 мм, 62,71 г. Аверс: лицо молодой женщины с голубем. Реверс: гладкий.

Бронзовая медаль, 1930. Вино. 54 мм, 88,81 г. Аверс: лицо молодой женщины с чашей. Реверс: гладкий. Бронза.

Бронзовая медаль, 1931. Международная выставка колониального искусства в Париже. 32 мм, 20,67 г. Аверс: бюст кхмерской женщины, слева лотос, справа надпись: «Азия». Реверс: статуя азиатского слона, надпись: «Международная выставка колониального искусства. Париж 1931».

Бронзовая медаль, 1932. Третья республика. Спуск на воду крейсера «Алжир». 50 мм, 59,51 г. Аверс: Алжирская женщина с корзиной фруктов на голове. Реверс: крейсер «Алжир», надпись «Крейсер «Алжир». Спущен на воду в Бресте 21 мая 1932 года.

Бронзовая плакета. Индокитай, Сайгон, Торгово-промышленная палата. 70 мм, 135,08 г. Аверс: персонификация Франции с лавровой ветвью в правой руке и рогом изобилия в левой, в окружении двух вьетнамских крестьян, надпись: Торгово-промышленная палата Сайгона. Реверс: Трансатлантический корабль в порту Сайгона, ниже герб Сайгонского морского отряда, надпись: PAULATIM CRESCAM (постепенное развитие), в поле: Торгово-промышленная палата Сайгона.

Бронзовая медаль, 1935. Париж. 200-летие рождения французского военачальника Революционных войн Франсуа Кристофа Келлермана. Аверс: бюст Келлермана. Реверс: момент битвы при Вальми, когда Келлерман поднял французские войска в атаку призывом «Да здравствует нация».

Посеребрённая медная медаль. Всемирная выставка в Брюсселе, 1935. 32 мм, 20,29 г. Аверс: сталевар с клещами на фоне металлургического завода, надпись «Арденны». Реверс: бегущий кабан, надпись «Всемирная выставка в Брюсселе, 1935».

Бронзовая медаль, 1936. Охотник на кабана. 59 мм, 90 г. Аверс: охотник с рогатиной. Реверс: бегущий кабан.

Бронзовая наградная плакета, 1937. Сельское хозяйство. Аверс: богиня земледелия Церера держит колосья в левой руке. Реверс: вверху крестьянин пашет плугом, запряженным  волами, внизу крестьянин на жатке, запряженной двумя лошадьми.

Бронзовая наградная плакета, 1937. Птицеводство. Аверс: богиня земледелия Церера держит колосья в левой руке. Реверс: утка, голубь, петух и курица, гусь, кролик и индейка.

Алюминиевая плакета, 1937. Всемирная выставка «Искусство и техника в современной жизни». Париж. Аверс: павильон алюминия. Реверс: ковш с текущим металлом, рядом названия отраслей промышленности, использующих алюминий.

Бронзовая плакета, 1937. Шарль Фабри первооткрыватель озонового слоя. 72x63 мм. Аверс: бюст Шарля Фабри. Реверс: мальчик поджигает костёр увеличительным стеклом, надписи: «Энергия света», ниже «Человеку, ученому, профессору», ниже «Друзья, ученики».

Бронзовая плакета, 1938. Профессор Сорбонны Анри Абрахам. 60х70 мм, 191 г. Аверс: бюст радиофизика Анри Абрахама. Реверс: Минерва со щитом на фоне молний, надпись «Профессору Сорбонны Анри Абрахаму. Высшая нормальная школа. От друзей и учеников».

Третья республика. Серебряная плакета. Футбол. 53 мм, 120,23 г. Аверс: Футболист с мячом, надпись «Футбол». Гравёр Фредерик Фохт. Реверс: круглый картуш между ветвями лавра и дуба, надпись «Спорт». Гравёр реверса Пьер-Александр Морлон.
Бронзовая медаль, 1939. Эмиль Пикар. Аверс: бюст французского математика Шарля Эмиля Пикара. Реверс: надпись «Институт Франции Эмилю Пикару к пятидесятилетию избрания. 11 ноября 1939».

Бронзовая медаль, 1947. Инженер-конструктор Альбер Каку. 75 мм. Аверс: бюст Альбера Каку. Реверс: мост, ангар, дирижабль, надпись «Учителю – ученики и друзья».

Пробные и конкурсные монеты, дизайн которых выполнил Пьер-Александр Морлон.

Третья республика. 50 сантимов, 1930. Проба, гибридная монета. Алюминиевая бронза, плакированная никелем. 18 мм, 2 г.

Третья республика. 1 франк, 1930. Проба, гибридная монета. Алюминиевая бронза, плакированная никелем. 22 мм, 4 г.

 

Третья республика. 2 франка, 1930. Предсерийный чекан. Алюминиевая бронза. 27 мм, 8 г.

 

Третья республика. 5 франков, 1929-1930. Проба. Никель. 37,03 мм, 19,95 г.

 

Третья республика. 5 франков, 1933. Проба. Никель. 31 мм, 12 г.

 

Третья республика. 10 франков, 1929. Алюминиевая бронза. 28 мм, 9 г.

Четвертая республика. 20 франков, 1950. Проба. Алюминиевая бронза. 4,07 г. 23 мм, 4 г.

Третья республика. 100 франков, 1929. Проба. Золото. Тираж 15 штук. Надпись на гурте «Свобода Равенство Братство». 21 мм.

В годы Первой мировой войны Франция прекратила выпуск серебряных и золотых монет и была вынуждена чеканить монеты из сплава бронзы и алюминия номиналом 50 сантимов, 1 и 2 франка.

 

Третья республика. 50 сантимов, 1931. Алюминиевая бронза. 18 мм, 2 г. Была в обороте с 1931 по 1940 год. Общий тираж 526 916 602 штук.

 

Третья республика. 1 франк, 1931. Алюминиевая бронза. 23мм, 5 г. Была в обороте с 1931 по 1940 год. Общий тираж 312 581 669 штук.

 

 

Третья республика. 2 франка, 1931. Алюминиевая бронза. 27мм, 8 г. Была в обороте с 1931 по 1940 год. Общий тираж 129 589 790 штук.

После Второй мировой войны дизайн монет номиналом 50 сантимов, 1 и 2 франка образца 1934—1940 годов не изменился, но монеты стали чеканить из более дешёвого алюминия.

Временное правительство и Четвёртая республика. 50 сантимов, 1945. Алюминий. 18 мм, 1 г. Была в обороте с 1941 по 1947 год. Общий тираж 159 746 176 штук.

Временное правительство и Четвёртая республика. 1 франк, 1941. Алюминий. 23 мм, 1 г. Была в обороте с 1941 по 1959 год. Общий тираж 744 394 415 штук.

Временное правительство и Четвёртая республика. 2 франка, 1947. Алюминий. 27 мм, 2 г. Была в обороте с 1941 по 1959 год. Общий тираж 334 751 730 штук.

Одно и двух франковые монеты типа «Морлон» не были демонетизированы после деноминации франка в 1960 году, и имели свободное хождение в качестве законного платёжного средства вплоть до введения евро в 1999 году, по цене одного и двух сантимов. Обмен этих монет на евро закончился 17 февраля 2005 года.

Монеты Французской Западной Африки являются копией франка типа «Морлон», которые чеканились с 1931 по 1940 год. Легенда на реверсе «Свобода Равенство Братство» была заменена на легенду «Французская Западная Африка».

Французская Западная Африка. 50 сантимов, 1944. Алюминиевая бронза. 18 мм, 2 г. Тираж 10 000 000 штук.

Французская Западная Африка. 1 франк, 1944. Алюминиевая бронза. 23 мм, 4 г. Тираж 15 000 000 штук.

Портрет Марианны работы Пьера-Александра Морлона, разработанный для пробных и  предсерийных французских монет был использован на монетах Уругвая и Французского Марокко.

Уругвай. 10 сентесимо, 1930. Проба. Монета отчеканена в золоте к столетию Конституциии. Тираж 60 штук.

 

Уругвай. 10 сентесимо, 1936. Алюминиевая бронза. 25 мм, 6 г. Тираж 2 000 000 штук.

 

Уругвай. 20 сентесимо, 1942. Ag 720. 19 мм, 3 г. Тираж 18 000 000 штук.

Французское Марокко (1912-1956). Проба. 5 дирхамов (1/2 риала), 1927. Никель, 32 мм, 12 г. Аверс: бюст Марианны в фригийском колпаке с венком из колосьев пшеницы, оливковых и дубовых листьев. Реверс: Шерифская звезда с арабскими надписями. Чеканилась во время правления Мухаммеда V, 1346-1380 (1927-1961).

Картина дня

наверх