На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Товарные ордера Торгсина

73 года назад в России были ликвидированы первые "параллельные" деньги.

Официально эти деньги деньгами вовсе не считались. И назывались они так, что сразу и не разберешь, что это такое: "товарные ордера". Впрочем, просторечное название также мало что говорит современному субъекту товарно-денежных отношений: "торгсиновские деньги".

Но именно за счет этих "неизвестных" денег экономика страны за 4 года получила 273 млн. золотых рублей. Эта сумма превысила стоимость закупленного на западе оборудования всех столпов индустриализации - Днепрогэса, Магнитки, Кузнецкстроя, Уралмаша, ГАЗа, ЗИСа, Господшипника и тракторных заводов в Сталинграде, Харькове и Челябинске.

Торгсин менее известен, чем другие советские экономические эксперименты, типа НЭПа или военного коммунизма. Лишь внимательный зритель может заметить, что в кинофильме "Веселые ребята" фигурирует отрицательный персонаж - буржуйская дама по кличке "Дитя Торгсина", а Владимир Высоцкий в написанной им в год 50-летия Великого Октября "Антисказке" поет:

"Здесь и вправду ходит кот, - как направо - так поет. Как налево - так загнет анекдот, - но, ученый сукин сын, цепь златую снес в Торгсин, и на выручку - один - в магазин".

Впрочем, поначалу в Торгсины несли не золото, а валюту. Контора по торговле с иностранцами на территории СССР (сокращенно - Торгсин) была открыта летом 1930 года при наркомате торговли для того, чтобы увеличить валютные поступления в экономику страны. Несколько "закрытых магазинов" разрешалось посещать только иностранцам. Но уже через год контора была преобразована во Всесоюзное объединение Торгсин. Теперь покупать в Торгсинах мог любой гражданин страны Советов, продавший государству нечто из драгметаллов. Один из самых больших Торгсинов работал на первых двух этажах ДЛТ.

Стимул для покупок через Торгсин был прост: большинство товаров в обычных магазинах то время распространялось по карточкам. Реклама в журнале "Внешняя торговля" за 1934 год гласит: "В магазинах Торгсина имеется всегда огромный ассортимент продовольственных, текстильных, обувных, трикотажных, хозяйственных, аптекарских и других товаров, а также импортные медикаменты и предметы санитарии и гигиены".

За 1 грамм золота 96-й пробы в скупочных пунктах Торгсина выдавали 1 рубль 30 копеек, вернее - не денег, а товарных ордеров на эту сумму.

Ордера выпускались на специальной бумаге серией копеечного и рублевого достоинств. Типографское оформление ордеров было единым для всех городов, но они обязательно были проштемпелеваны названием города, в котором имели право хождения. Новые деньги тут же кинулись подделывать, в результате их внешний вид пришлось менять.

"Торгсиновские деньги" имели более высокий курс по сравнению с государственными кредитными билетами. В результате множество "частных предпринимателей" зарабатывало на торговле ордерами.

Для улучшения торгово-денежного обращения в системе Торгсина в июле 1933 года взамен товарных ордеров были введены "Товарные книжки". В выпущенной "Инструкции по операциям с товарными книжками нового образца и учету их" отмечалось, что книжки позволяют для расчетов со сдатчиками драгоценных металлов применять единый расчетный документ. При выдаче книжек излишние контрольные листы, превышающие сумму стоимости сданных драгоценных металлов, изымались кассирами скупочных пунктов.

Книжки изготавливались на специальной бумаге Гознаком по заказу Всесоюзного объединения Торгсин. Они состояли из титульного талона и контрольных листов. Предельный срок действия товарной книжки равнялся 3 месяцам. Правда, если потребитель не успевал отоварить всю книжку, ее можно было обменять на новую.

Конец "золотого века" Торгсина пришелся на 1935 год. Виноваты были все те же карточки. С 1 января в СССР отменили карточки на хлеб, а с октября - на мясо, сахар, жиры и картофель. Обороты торгсиновских магазинов резко просели. В результате в самом конце 1935 года председатель Совнаркома Вячеслав Молотов подписал постановление о ликвидации с 1 февраля 1936 года Всесоюзного объединения Торгсин и передаче сети его магазинов Наркомату внутренней торговли.

Картина дня

наверх