На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Муховки» и Муха

4 ноября 1918 года была провозглашена Чехословацкая Республика, и, естественно, новообразованному государству понадобилась своя валюта. Основную часть новых банкнот было доверено разработать знаменитому художнику, мэтру направления арт-нуво Альфонсу Мухе, который не упустил случая увековечить на них портреты своей жены и дочери. К тому времени Муха уже успел завоевать всемирное признание как иллюстратор и графический дизайнер, мастерски претворяющий в жизнь коммерческие художественные проекты. Это были и календари, и ресторанные меню, и открытки, и театральные афиши, и знаменитые постеры — все они без исключения являются шедеврами мирового искусства. Поручив работу над новой чехословацкой валютой мастеру такого уровня, правительство не прогадало. Ни одно другое государство не может похвастаться валютой, созданной художником подобного масштаба! Будучи патриотом, Муха приложил все усилия, чтобы новые деньги свободной Чехословакии стали неповторимыми. Как обычно, при работе над банкнотами чехословацких крон Муха особое внимание уделял многочисленным деталям, создавая с их помощью изящные, почти кружевные узоры. Основная тема иллюстраций на банкнотах Мухи — женщины и дети. Так, банкноту достоинством в 10 крон украшают два ангельских личика в стиле арт-нуво, обрамленные сложными цветочными узорами, а банкноту в 100 крон — портрет женщины в национальном костюме. Муха использовал приятную глазу цветовую гамму — от нежных винных оттенков (как на банкноте в 10 крон) до глубокого зеленого (на банкноте в 100 крон). Альфонс Муха является автором ещё одной банкноты – 1923 года номиналом 50 крон, которая интересна тем, что на ней изображены масонские символы, что свидетельствует о пристрастиях художника. Ни на одной другой чехословацкой банкноте тайных знаков или символов нет. При изучении всех купюр создается впечатление (и, скорее всего, так оно и есть), что художник придавал большое значение защите банкнот от подделки, потому что такое количество сложнейших узорных комбинаций в то время было невероятно трудно воспроизвести в точности. Новые деньги настолько полюбились народу, что в честь художника были названы «муховками». Особенно ценятся «муховки» первой эмиссии, т. к. представляют большую редкость. Эскизы Альфонса Мухи с применением той же самой печатной доски были повторно использованы в 1927 г.

Чехословакия. 10 крон, 1919. 143х84 мм.Чехословакия. 20 крон, 1919. 152х93 мм.Чехословакия. 50 крон, 1919. Чехословакия. 100 крон, 1919. 165х95 мм.

Чехословакия. 500 крон, 1919. 172х122 мм.

Эти банкноты и по сей день заслуженно считаются одними из самых красивых денежных купюр мира и высоко ценятся коллекционерами-бонистами.

Чехословакия. 100 крон, 1920. 170х85 мм.Чехословакия. 500 крон, 1923. 181х92 мм.

Помимо разработки внешнего вида новой валюты, Муха также нарисовал первую серию почтовых марок для Чехословацкой Республики — «Hradany» («Пражский Град»). На марках были изображены архитектурные памятники Пражского замка, обрамленные замысловатыми узорами в стиле арт-нуво. До сих пор 18 декабря — дату выпуска первой почтовой марки — в Чехии отмечают, как День марки.

Знаменитый чешский художник, декоратор и дизайнер Альфонс Муха родился в 1860 году в моравском городе Иванчичи. Его родители были далеки от искусства: отец — виноградарь, а мать — из семьи богатого мельника. В маленьком провинциальном городке Муха обучался не живописи, а музыке. Только после окончания средней школы он принял решение всецело посвятить себя искусству — на юного Муху произвели большое впечатление фрески и иконы, которые он видел в местной церкви. Отец поначалу противился решению сына и пытался устроить его на должность клерка в местном суде, но вскоре понял, что все усилия напрасны.

Начиная с 1880 года, Муха постоянно меняет место работы — то подрабатывает театральным декоратором, то маляром, а то и вовсе рисует портреты на улицах Брно и Вены. Но основным видом деятельности художника в тот период все же была роспись стен и потолков в богатых домах. Альфонс настолько преуспел в этом деле, что его пригласили расписывать стены в графском замке. Работы юноши настолько понравились графу, что тот согласился оплатить обучение юноши.

После двух лет обучения в Мюнхене Муха некоторое время работал над фресками, а затем отправился в Париж. Там он обучался в Academie Julian. Но спустя два года средства на обучение закончились, и молодой Муха остался в Париже — без денег, без образования и без надежды на успех на поприще искусства.

На протяжении пяти лет художника преследовали неудачи. Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. В тот период основной заработок Мухе приносили иллюстрации, которые он выполнял для популярных журналов. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. За эти годы художник успел сформировать свое представление об искусстве и был готов представить парижанам свой новый, неповторимый стиль.

В театральной афише с изображением актрисы Сары Бернар Муха воплотил все свои творческие идеи. Этот плакат, ставший своеобразной точкой отсчета в творчестве художника, произвел настоящую сенсацию. Не похожая на работы современников, эта огромная, в человеческий рост театральная афиша в одночасье сделала Альфонса Муху знаменитым. Саре Бернар настолько понравилась эта афиша, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним.

В этот период в Европе зародилось направление искусства, получившее название арт-нуво. Тогда Муха, которого сегодня считают одним из основателей этого направления, всячески опровергал связь между арт-нуво и своим стилем. Но, так или иначе, художник использовал в своих работах основополагающие принципы этого направления, хотя свои личные взгляды на искусство ставил превыше всего. Его изумительно красивые работы запоминались композиционными решениями, гармоничными формами, множеством изысканных декоративных элементов и теплой цветовой гаммой.

Заказы посыпались на художника, словно из рога изобилия. В 1889 году Муха начал сотрудничать с издательством Champenois, которое печатало литографии его открыток и декоративных панно — наборов из четырех огромных работ, объединенных одной темой: цветы, времена года, время суток и т.д. Чуть позднее Муха стал также сотрудничать с известным в то время ювелиром Жоржем Фуке, который создавал по эскизам художника ювелирные изделия. В тот же период Муха разработал множество упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода — начиная от дорогого шампанского Moet & Chandon и заканчивая туалетным мылом.

Слава художника распространилась по всему свету. Он даже ездил в США, где его завалили заказами на портреты и иллюстрации для обложек известных журналов.

Добившись успеха в области коммерческой иллюстрации, Муха решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту — прославить в своих работах славянскую культуру. Он начал работу над одним из самых масштабных проектов в своей жизни — национально-­историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос». Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. Изначально художник надеялся завершить работу за пять-­шесть лет, однако дело затянулось почти на два десятилетия. Когда «Эпос» был, наконец, готов, Альфонс Муха передал в дар Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов.

14 июля 1939 года великого художника не стало. Но его работы остаются эталоном изящества и красоты, а выставки литографий собирают множество посетителей, его стиль не перестают копировать современные мастера.

Картина дня

наверх