На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жюль-Клеман Шаплен

Жюль-Клеман Шаплен (1839-1909). Французский скульптор и один из лучших медальеров, способствовавших развитию стиля модерн в медальерном искусстве.

Родился в городе Мортань-о-Перш (Нижняя Нормандия). В 1857 году поступил в Училище изящных искусств, где обучался скульптуре у Франсуа Жуффруа и медальерному искусству у Эжена Удине.

Лауреат Римской премии 1863 года, Шаплен в 1869 году возвратился в Париж, где очень быстро добился официального признания. Начиная с 1863 года, регулярно выставлялся на Салонах. В 1877 году он был назван официальным медальером французского правительства, в 1878 году стал кавалером, а в 1900 году – командором ордена Почетного легиона. В 1881 году его избрали членом Академии изящных искусств, где он занял место скончавшегося Жака-Эдуарда Гатто. С 1896 года Шаплен был арт-директором Национальной Севрской мануфактуры.

Шаплен был автором всех официальных портретов президентов Французской республики от Патриса Мак-Магона (1877) до Эмиля Лубе (1899).

По настоянию Роже Маркса он занимался созданием штемпелей для золотых монет, а также был автором официальной золотой медали, выпущенной во Франции в ознаменование посещения Парижа российским императором Николаем II и его супруги императрицы Александры Федоровны в 1896 году. Известный критик Леонард Форрер назвал эту медаль «настоящим шедевром и одной из самых прекрасных медалей, когда-либо отчеканенных во Франции».

Подобная медаль была сделана Шапленом в 1903 году к приезду итальянского короля Виктора Эммануила III (1869-1947) и Елены Савойской - Петрович-Негош (1873-1952).

На самом деле, уже одного того факта, что Шаплен долгие годы был официальным медальером французского правительства, хватило бы, чтобы он мог прочно занять почетное место в истории медальерного искусства. Однако этим его достижения не ограничиваются. К концу 1870-х годов Шаплен развил реалистический стиль медальерного портрета, основы которого были заложены Хьюбером Понскармом. Именно Понскарм в 1867 году первым из медальеров отказался от бортика по окружности медали и сделал изображение и фон медали единой частью скульптурной композиции, включая в нее элементы пейзажа и различные повседневные предметы.

Не будучи приверженцем трехмерного романтического стиля Давида д’Анже, Шаплен, работая в низком рельефе, привнес в свои медали больше живописности, нежели скульптуры, позволяя своим персонажам активно взаимодействовать с окружающим фоном поверхности медали. Он изображает свои предметы в энергичной, почти совершенной манере, формируя композицию свободными широкими линиями, широко использует женские и флоральные мотивы и орнаменты.

Хороший пример реалистического портрета – созданная Шапленом в 1889 году по заказу известного политического деятеля Жюля Симона портретная плакета его жены Сары Гюставы Симон. Женщина с внешностью античной красавицы изображена в будничном повседневном платье, ее волосы заплетены в шиньон, а свободные локоны плавно ниспадают вдоль ее шеи. Складки блузки подчеркивают длину шеи и орлиную форму носа. Искусно выполненная, как будто нарисованная в бронзе, прическа лишний раз подчеркивает красоту и изящество черт лица модели.

Находясь, тем не менее, под впечатлением романтического мировоззрения Давида д’Анже, Шаплен создал замечательную серию из примерно 20 литых медалей с портретами видных художников и архитекторов своего времени – от академического живописца, графика и скульптора Эрнеста Мейсонье и медальера Жана-Огюста Барра до помпезного архитектора, автора здания Парижской оперы Шарля Гарнье. Однако, в отличие от Давида, предпочитавшего односторонние медальоны, Шаплен придает очень большое значение реверсу, призванному, как и во времена эпохи Возрождения, усилить впечатление от портрета на аверсе, способствовать раскрытию образа портретируемого.

Медаль с портретом великого художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома (1885 год), изображенного в возрасте шестидесяти лет, является примером выдающейся техники Шаплена, особенно в передаче скуластого рельефа лица художника, его прически, переданной короткими, но энергичными волнистыми линиями.

Изображенная на реверсе медали фигура, олицетворяющая живопись (Pittura), находится в окружении фрагментов из известных работ художника. Это – Сфинкс из картины «Бонапарт перед Сфинксом» (1868), Голубая мечеть в Каире с полотна «Молитва в Каире» (1865), шлем гладиатора из картины «Пальцы вниз» (1872). Шаплен, таким образом, создал один из самых необычных реверсов в истории медальерного искусства, близких, по сути, к ренессансным аллегорическим эмблемам.

Реверс его другой медали, посвященной композитору Шарлю Гуно (1818-1893), изящен и, одновременно, сложен. Муза Вдохновения пребывает в глубокой задумчивости. Гусиное перо в ее руке и вертикальные готические элементы органа направлены вверх и простираются за пределы поля медали в верхней левой части композиции. Справа от фигуры на фоне оливковой ветви перечислены музыкальные формы, сочиненные композитором, – симфонии, оратории, драмы, лирика, мессы. Как и на многих других работах Шаплена, медальер уделяет большое значение моделированию прически: коса изображена плавными извилистыми линиями и увенчана цветочным венком, напоминающим корону с драгоценными камнями. Муза опирается руками на нотную тетрадь, на обложке которой можно прочитать название самой знаменитой оперы композитора – «Фауст». Не менее мастерски выполнены драпировки платья, а едва заметный ремешок небольшой сумочки, нежно собирая материал платья, изящно подчеркивает форму женской ноги.

Другая достойная упоминания медаль Шаплена посвящена Генриху Орлеанскому, герцогу Омальскому, младшему сыну последнего короля Франции Луи-Филиппа. От своего крестного отца, последнего принца Конде, герцог Омальский унаследовал обширные земли и богатое имущество Конде. В 1886 году он передал в дар Институту Франции Замок Шантийи вместе собранной им художественной коллекцией, включая знаменитый «Часослов герцога Берийского» и множество других шедевров (ныне – музей Конде). Под впечатлением от его щедрости республиканское правительство отменило декрет об изгнании герцога, и он вернулся во Францию, а Шаплен создал великолепную литую бронзовую медаль, посвященную этому событию.

 

Шаплен, один из немногих медальеров, выбрал для композиции реверса медали чисто архитектурный пейзаж с изображением замка в окружении сельской местности. В верхней части композиции размещен герб дома Конде, в обрезе медали – дата передачи коллекции в дар Институту Франции. Кроме того, он явился одним из первых, кто создал модель для литой медали, одинаково подходящую для уменьшения в редукционной машине и последующего создания штемпеля для ее чеканки. Это имело большое значения для уменьшения традиционных технологических отличий между двумя методами изготовления медалей – литьем и штамповкой. Медальерное искусство стало более открытым для экспериментов и творческих поисков художников и скульпторов, которые не хотели следовать в русле творческих достижений Шаплена.

Шаплен создал много медалей в честь художников, ученых и государственных деятелей, а также посвященные событиям своего времени. Вот некоторые из них.

Скульптор Эжен Гийом (1886).

Французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1894).

Философ Луи Лиар (1897).

Луиза Даву, дочь маршала Франции Луи Даву, на возведение маяка в его честь (1897).

Международный конгресс электриков в Париже (1881).

Открытие национальной школы промышленного искусства в Рубе (1890).

Визит русской эскадры в Тулон (1893).

680 лет Парижскому университету (1895).

Наградная медаль первых Олимпийских игр в Афинах (1896).

25 лет пивоварне «Карлсберг» (1896).

«За заслуги». Электрическая выставка в Брюсселе (1898).

Международная выставка в Париже (1900).

Панама. Серебряная плакета, 1904. Филипп-Жан Бунау-Варилла - главный инженер канала. Аверс: бюст Филиппа Бунау-Варилла; реверс: летящая Ника с лавровым венком и пароходом в руках на фоне карты Панамского канала. 76 мм; 165,11 г.
Филипп Бунау-Варилла (1859-1940) окончил Политехническую Школу в 1880 году и Национальную школу мостов и дорог в 1883 году. В 1884 году он отправился в Панаму в качестве инженера Всеобщей компании Панамского межокеанского канала.

Серебряная плакета. Авуэ Парижского апелляционного суда, 1904-1927. Аверс: Правосудие с весами сидит, глядя на документ, который держит женщина; реверс: закон, змея и факел на дубовых и лавровых ветвях. 70 мм; 19,48 г.

Авуэ — во Франции член присяжной адвокатуры, поверенный, занимавшийся составлением судебных бумаг и предварительной частью гражданского процесса в апелляционных судах. Подобно адвокатам, составляли при судах и под их надзором, особую корпорацию. Для управления делами корпорация избирала совет, именуемый «Chambre des Avoués». Профессия авуэ была ниже авдвокатской; авуэ не мог защищать дело перед судом, кроме самых крайних случаев — отсутствия адвокатов.

Бронзовая плакета, 1907. Сюлли Прюдом. Аверс: бюст Сюлли Прюдома; реверс: лира на оливковом дереве. 71 мм; 151,85 г.

Сюлли-Прюдом (наст. имя Рене Франсуа Арман Прюдомм, 1839 - 1907) — французский поэт и эссеист, член группы «Парнас», в 1901 году стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Бронзовая плакета, 1901. Марселен Бертло. 71х57 мм.

Пьер Эжен Марселен Бертло (1827 - 1907) — французский физико-химик и общественный деятель.

Голландская Ост-Индия. Серебряная медаль, 1899. Джонкер ван дер Вик. Аверс: бюст ван дер Вика; реверс: пальмовая ветвь и надпись в семь строк. 68 мм.

Джонкер ван дер Вик (1893-1899) — генерал-губернатор Голландской Ост-Индии и сенатор от Либеральной партии.

Серебряная медаль, 1878. Всемирная выставка в Париже. Аверс: бюст Марианны в лавровом венке; реверс: Глория, летящая над Парижем в сопровождении ангела. 67 мм; 153,38 г.

Шаплен в 1897 году создал монетные штемпели для пущенных в обращение в 1899-1914 годах французских золотых монет в 20 и 10 франков: лицевая сторона — голова Марианны (аллегория Франции), оборотная сторона — галльский петух (символ Франции, возник на территории бывшей Римской провинции — Галлии).

Жюль Шаплен также выгравировал штемпели последних монет Абиссинии для императора Менелика: 1 быр 1899-1903; ¼, ½, 1 быр 1897.

Подписи: «J.C.CHAPLAIN», «CHAPLAIN», «J.C.C».

«Смерть Шаплена является трауром для всех, кто его знал, и непоправимой утратой для французского искусства», писал в 1909 году «Нумизматический журнал».

Картина дня

наверх