На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Банкноты Австро-Венгрии 1841-1866 гг.

В монархии Габсбургов бумажные деньги выпуска 1841 г. начали изготавливать глубокой печатью с помощью стальных клише. Повысились их качество и защита. Впервые на купюрах появились фигуральные изображения. Печать использовалась исключительно одноцветная — черная на белой бумаге (в большинстве случаев без фона и защитных решеток). Новый элемент — микрошрифт. Банкноты этого периода последовательно соблюдают композиционную схему симметрической матрицы с девятью полями. Однако отдельные части изображений свободные, графически не соединенные, как на некоторых банкнотах образца 1825 г. На банкнотах выпуска 1841 г. ярко выражено идейное содержание, символизирующее государственность. Так, на купюре в 50 гульденов изображен государственный герб и сидящая женщина — символ Австрии, мужчина с бородой — символ реки Дунай, которая связывала почти все части монархии. На билетах в 100 и 1000 гульденов — миниатюра панорамы Вены, столицы монархии.
На отдельных купюрах представлены также комбинации символов изобилия, права, образования, торговли, промышленности и мореплавания. Автором банкнот являлся Петер Фенди (1796—1842), живописец, выпускник Венской академии изобразительных искусств.
Символика банкнот выпусков 1847 г. и 1848 г. представляет элементы античной мифологии. Большинство купюр горизонтального или почти квадратного формата. Банкноты более мелкого достоинства чередуются горизонтальным и вертикальным форматом, чтобы облегчить обращение с деньгами неграмотным гражданам. Автор банкнот — Р. Гейгер, выпускник Венской академии изобразительных искусств, художник, приближенный к императорскому двору.
Изображения на купюрах выпусков 1847 г. и 1848 г., вероятно, срисованы со скульптур. Появился “модулярный” способ подготовки новых проектов, позволявший в короткие сроки делать новые и визуально однородные проекты банкнот (например, выпуск 1858—1859 гг.).
Банкноту в 10 гульденов выпуска 1854 г. проектировал также Р. Гейгер. В его оформлении появились новые элементы. Античная символика — лишь на симметрически и неотчетливо изображенных барельефах Паллас Афины. Другие символы — герб, изображенный, как живой орел с двумя головами, который крыльями защищает символы науки, искусства, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Под ними лозунг императора Франца Иосифа I: VIRIBUS UNITIS (объединенными силами), выражающий идею процветания страны. Элементы, изображенные по бокам банкноты, связаны в одно целое акантовым растительным орнаментом. Остальные элементы пока изолированы. Основной текст на фоне состоит из повторяющихся слов, обозначающих номинал купюр. Банкноты выпуска 1858 г. и 1859 г. появились в связи с денежной реформой 1857 г. Их проектировал Карл Гейгер, используя изображения банкнот выпусков 1847—1848 гг. и 1854 г. Новые элементы появились лишь на двух билетах: 10 и 1000 гульденов. Впервые стала применяться красная печать в виде щита из кривых гилош.
Бумажные деньги выпуска 1863 г. отличаются различной графической концепцией, хотя они являются проектом одного автора — Йозефа Фюриха (1800—1876), художника, писавшего картины на религиозную тематику. Традиционная композиция сохранилась на билете в 100 гульденов. На купюре в 10 гульденов впервые в идеализированной форме изображены лица пастуха, шахтера и крестьянина. На банкноте заметна тенденция к соединению отдельных частей изображения в одно целое.
Революционные события 1848—1849 гг., нейтралитет в Крымской войне (1856), поражения в войнах с Сардинией (1858) и Пруссией (1866), крах на Венской бирже (1873) разрушили финансовое положение монархии Габсбургов. Это вынудило правительство начать эмиссию разных типов облигаций, выполняющих функцию денег и казначейских билетов.
Кассовые билеты Императорской центральной кассы выпусков 1851—1853 гг. характеризируют богатая орнаментика в стиле рококо и продуманная символика. Все они симметрической композиции. На купюрах изображены символы славы, победы, власти, изобилия и сельского хозяйства, встречаются комбинации мифологических античных элементов.
Сложные изображения можно найти не только на билетах больших и средних размеров, но и на миниатюрном билете в 10 крейцеров образца 1860 г.
Заслуживает внимания беспроцентный кассовый билет в 50 гульденов 1851 г. На купюре рядом с императором Иосифом II, отменившим крепостное право, изображен пашущий поле крестьянин Иржи Трнка из деревни Славниковице в Моравии. Данное изображение — символ социального прогресса, но на билете оно появилось, когда монархия подавила все революционные волнения.
Все кассовые билеты печатались с использованием двух цветов: основной рисунок был черным, фон — темно-серым или коричневым.
Для казначейских билетов выпуска 1866 г. характерно применение исторических мотивов. Так, изображенные фигуры на них символизируют промышленность и торговлю (1 гульден), искусство и науку (5 гульденов), власть и право (50 гульденов; на купюре имеется надпись Gesetz — закон).
Используемые на данных билетах композиционные схемы переносятся и на последующие выпуски казначейских билетов, а позже — на банкноты выпусков 1900 г. и 1902 г. Печать билетов двухцветная, на лицевой стороне применена комбинация высококачественной гравюры и литографии, на оборотной — литография. По сравнению с другими банкнотами эти казначейские билеты изготовлены на более высоком уровне.
Новым этапом в рассматриваемый период стали выпуски в 1848—1849 гг. временных бумажных денег, осуществленные вследствие революций: банкноты в 1 и 2 гульдена, оккупационные деньги для Венгрии и северной Италии, монетные боны Императорско-королевского главного монетного двора и процентные кассовые билеты Императорской центральной кассы. Для всех этих билетов использовалась простая композиция симметрической виньетки горизонтального формата, частично сохраняющей схему матрицы с девятью полями. Медальон с государственным гербом на билетах в 1 и 2 гульдена позаимствован с банкноты в 10 гульденов образца 1834 г.
Для фона или в рамках купюр крупных достоинств оккупационных денег Венгрии и Италии применялись простые фигурные украшения. Эстетический и технический уровень бумажных денег данных выпусков, а также качество бумаги можно назвать низким. Однако впервые в монархии Габсбургов на купюрах появилась цветная защитная решетка.
По статье Збышека Шустека.

Картина дня

наверх