На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Индржих (Индра) Шмидт

Чехословацкая марочная и банкнотная графика, с момента её появления, всегда входила в мировую элиту. Это, в первую очередь, связано с превосходным художественным мастерством произведений ведущих художников. Одним из лучших гравёров, без сомнения, является Индра Шмидт.

Индржих (Индра) Шмидт — чешский художник, выдающийся график и гравёр, автор рисунков множества чехословацких и иностранных банкнот и почтовых марок Чехословакии, протектората Богемии и Моравии и ряда других стран.

Индра Шмидт родился 24 июня 1897 года в деревне Рачице-над-Тротиной, где у его семьи была дача. Он был третьим сыном Марии и Леопольда Шмидт, известного пражского ювелира,  владельца ювелирной мастерской в районе Карлин. Художественный талант он унаследовал, очевидно, от отца. Весной 1898 года в Праге произошло сильное наводнение, которое уничтожило две опоры Карлова моста и затопило улицы королевского города. В спасательных работах принял участие и отец Индры, но уже на следующий день он заболел тяжелой формой пневмонии, от которой умер 9 апреля 1899 года в возрасте тридцати девяти лет. Его жена Мария пережила его всего на полтора года. Так в четыре года Индра остался круглым сиротой и его взял под опеку дед Вацлав.

Первые художественные склонности Индры Шмидта нашли своё выражение в акварельной живописи. По окончании школы он хотел поступить в пражскую Высшую школу прикладных искусств на отделение живописи, однако от этого его отговорил брат Леопольд, который уже учился там. Благодаря этому, в 1911 году Индра поступил на обучение к Карелу Кубелке в один из последних пражских цехов ксилографии. Здесь он впервые познакомился с графическим искусством.

По окончании в 1914 году ремесленного обучения, Шмидт поступил в Высшую школу прикладных искусств, где учился у профессоров Макса Дворжака, Отто Бенеша и Арношта Хофбауэра. Кроме того, он посещал частную школу художника Карла Клара, пейзажиста и реставратора (который, например, реставрировал Пражские куранты).

Сразу после окончания Высшей школы в 1917 году Шмидт устроился на работу в типографию «Политика», где проработал до 1929 года. Здесь он работал с выдающимся портретистом, художником Рудольфом Вахой. В этот период его интерес к гравюре на стали и меди ещё больше возрос, так как в типографии время от времени печатались банкноты созданной в 1918 году Чехословакии.

Индра Шмидт — один из самых плодовитых гравёров в области чехословацкой почтовой миниатюры. Первый эскиз почтовой марки Индра Шмидт создал в 1918 году. Это был проект марки «Градчаны», исполненный в технике ксилографии совместно с другими сотрудниками типографии «Политика». Этому проекту не суждено было стать маркой, поскольку, по одной из версий, он был слишком поздно представлен в почтовое министерство, а по другой — слишком сильно напоминал «Градчаны» Альфонса Мухи.

Хотя в период между двумя мировыми войнами Индржих Шмидт занимался гравировкой банкнот, он не оставлял попыток по созданию почтовых марок. Так, например, он сделал несколько гравюр по рисункам профессора Йозефа Сейпки, но в печать пошли гравюры, сделанные Ярославом Гольдшмидом.

В 1929 году в Праге в здании Национального банка была создана государственная типография для печатания национальных банкнот Чехословакии. Индра Шмидт устроился туда 7 сентября того же года на должность гравёра банкнот и заведующего отделом гравюры и гальванопластики. Целый ряд проектов банкнот подготовил тогда уже известный художник Макс Швабинский. Таким образом, началось сотрудничество между двумя художниками, которое было чрезвычайно плодотворно, и продолжалось вплоть до смерти Швабинского в 1962 году.

Первой купюрой, в работе над которой участвовал Индра Шмидт, была банкнота 50 крон 1929 года. Это была первая банкнота, подготовленная и отпечатанная в новой типографии. Её начальную гравировку по эскизу Альфонса Мухи делал Карел Шейзингер, окончательную доработку выполнил Карел Вольф, Индра Шмидт ретушировал некоторые детали после травления и заканчивал различные мелочи.

Чехословакия. 50 крон, 1929. 162х81 мм. Находилась в обращении с 27 апреля 1931 года по 30 ноября 1944 года. Аверс: женская голова в цветочном венке, номинал и герб государства. Реверс: рабочий с молотком, крестьянка с серпом и снопом пшеницы, женская голова в цветочном венке. Художник Альфонс Муха, гравёр Карел Вольф.

После Альфонса Мухи, который изображал на банкнотах аллегорические личности в стиле модерн, оформление новых банкнот было поручено Максу Швабинскому, который создал большую серию от 10 до 5000 крон. Однако, в связи с изменением ситуации, в обращение вышли только номиналы 100 и 1000 крон 1931-1934 годов. На обеих купюрах Шмидт выполнил некоторые детали. Например, на банкноте в 1000 крон он гравировал розетки, тюльпаны и декоративные элементы фона. В это же время он выгравировал несколько новогодних открыток, офорт Карлова моста и гравюру святого Вацлава по эскизам Манеса.

Чехословакия. 100 крон, 1931. 170х88 мм. Находилась в обращении с 11 апреля 1931 года по 31 мая 1944 года. Аверс: сидящий мальчик, женская голова во фригийском колпаке. Реверс: сидящие фигуры мужчины и женщины, портрет Томаша Гаррига Масарика. Художник Макс Швабинский, гравёр Фердинанд Ширнбёк.

Чехословакия. 1000 крон, 1934. 200х105 мм. Находилась в обращении с 7 декабря 1935 года по 31 декабря 1944 года. Аверс: сидящая женщина с детьми. Реверс: чешский историк и политический деятель Франтишек Палацкий. Художник Макс Швабинский, гравёр Карел Вольф.

Идеализированный портрет князя Вацлава в круглом медальоне, 1931. Художник Йозеф Манес, гравёр Индра Шмидт.

В середине тридцатых годов Германия начала эскалацию агрессии против соседних государств, что привело к аншлюсу Австрии и Мюнхенскому сговору. Во время подготовки Чехословакии к войне Центральный банк постановил построить в городе Турчанский Святой Мартин в Словакии резервную банкнотную типографию. В то же время начали готовить новые купюры номиналом 1 и 5 крон, которые должны были быть использованы в случае нападения на республику. Для 1 кроны, выполненной офсетной печатью, были использованы рисунки Богумила Хайнца со старых новогодних открыток Государственного банка Чехословакии. Для 5 крон был использован портрет Йозефа Юнгмана работы Антонина Махека, выгравированный Индрой Шмидтом.

Чехословакия. 1 крона, 1938. 105x59 мм. В обращении не была. Аверс: портрет девушки во фригийском колпаке. Реверс: чешский лев. Художники Богумил Хайнц, Бедржих Войташек.

Чехословакия. 5 крон, 1938. 130x63 мм. В обращении не была. Аверс: чешский поэт и филолог Йозеф Юнгман. Реверс: женская голова в цветочном венке. Художники Бедржих Войташек, Антонин Махек - портрет Йозефа Юнгмана, гравёр Индра Шмидт.

Эти банкноты, напечатанные в довоенной Чехословакии, в обращение выпущены не были, однако каким-то образом некоторая часть их в обращение всё же попала. Во время оккупации появились и другие работы Шмидта. Онгравировал портрет девушки, символизирующейРеспублику, вофригийском колпаке и гербовогольва на реверсе для банкноты 50 крон 1937 года. Гравюры были сделаны и готовы к печати, однако немецкийнаблюдатель вНациональном банкеприказалубрать с них фригийский колпак. Вместо колпака на голове у девушки появился венок из листьев. Никакиесимволы не должны были напоминать чехам девиз французскойреволюции-свобода, равенство, братство. Банкноты этого образца выпустили в обращение 30 сентября 1941 года. После оккупации чешских земель, руководство банка под немецким контролем готовит новые образцы банкнот. Они по-немецки простоты, на них нет эффектных элементов, которые изображались на довоенных банкнотах.
К банкнотам с наиболее красивыми гравюрами надо отнести банкноту в 500 крон, выпущенную 29 сентября 1942 года, на которой изображён портрет Петра Брандла, выгравированный Индрой Шмидтом. Тот же портрет и на водяном знаке. После банкноты в 10 крон, созданной и напечатанной совместно типографией Государственного банка Чехословакии в Праге и типографией Вацлава Нойберта, была выпущена банкнота в 1000 крон с бюстом немецкого архитектора и скульптора Петера Парлера из собора святого Вита. Следом были выпущены банкноты номиналом 20, 5000 и 50 крон.

Протекторат Чехия и Моравия. 1 крона, 1940. 105x59 мм. Находилась в обращении с 10 апреля 1940 года по 31 октября 1945 года. Художник Бедржих Войташек, гравёры Богумил Хайнц, Индра Шмидт – голова девушки.

Протекторат Чехия и Моравия. 5 крон, 1940. 130x63 мм. Находилась в обращении с 27 марта 1940 года по 31 октября 1945 года. Художник Бедржих Войташек, гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 10 крон, 1942. 150x69 мм. Находилась в обращении с 18 декабря 1942 года по 31 октября 1945 года. Художник Бедржих Войташек, гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 20 крон, 1944. 157x72 мм. Находилась в обращении с 20 апреля 1944 года по 31 октября 1945 года. Художник Бедржих Войташек, гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 50 крон, 1940. 177x75 мм. Находилась в обращении с 30 сентября 1941 года по 31 октября 1945 года. Художник Бедржих Войташек, гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 50 крон, 1944. 165x75 мм. Находилась в обращении с 25 января 1945 года по 31 октября 1945 года. Художники Бедржих Войташек, Йозеф Манес - портрет Веруны Чудовой, гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 500 крон, 1942. 197x85 мм. Находилась в обращении с 29 сентября 1942 года по 31 октября 1945 года. Аверс: автопортрет чешского живописца Петра Брандля. Гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 1000 крон, 1942. 200x95 мм. Находилась в обращении с 15 июля 1943 года по 31 октября 1945 года. Аверс: бюст немецкого архитектора и скульптора Петера Парлера из Пражского собора святого Вита. Гравёр Индра Шмидт.

Протекторат Чехия и Моравия. 5000 крон, 1944. 190x90 мм. Находилась в обращении с 29 августа 1944 года по 31 октября 1945 года. Аверс: голова статуи чешского князя Вацлава I. Конная статуя святого Вацлава работы Йосефа Мысльбека установлена на Вацлавской площади в Праге. Гравёр Индра Шмидт.

Первая почтовая марка, которую гравировал Индра Шмидт, появилась после оккупации Чехословакии Германией и была выпущена немецкой почтовой администрацией протектората Богемии и Моравии к 54-летию со дня рождения Адольфа Гитлера 20 апреля 1943 года. На миниатюре был изображён Гитлер, смотрящий из окна Пражского замка вниз на Прагу.

Протекторат Богемия и Моравия, 1943. 54-летие Адольфа Гитлера. Первая марка, выполненная Индрой Шмидтом.

Кроме банкнот протектората Индра Шмидт создал рисунки и гравюры для некоторых банкнот Словацкого государства. Например, для банкноты в 20 крон он создал ксилографию могилы генерала Милана Растислава Штефаника на Брадле, а для банкноты в 1000 крон  миниатюру с изображением князя Святополка и его сыновей. Кроме гравюр для банкнот по собственным проектам, Шмидт выполнял гравюры по эскизам словацкого художника Штефана Беднара.

Словакия. 20 крон, 1939. 153x76 мм. Находилась в обращении с 9 декабря 1939 года по 31 октября 1945 года. Аверс: словацкий католический священник и политик Андрей Глинка. Реверс: могила генерала Милана Растислава Штефаника на Брадле. Художник Бедржих Войташек, гравёр Индра Шмидт.

Словакия. 1000 крон, 1940. 192x90 мм. Находилась в обращении с 17 августа 1942 года по 31 октября 1945 года. Художник Штефан Беднар, гравёр Индра Шмидт.

Во второй половине 1942 года в протекторате ожидали инспекцию Международного Красного Креста в Терезиенштадт. Здесь нацисты хотели показать миру, как счастливо живётся евреям в гетто. В Терезине была создана почтовая служба и выпущены боны Банка еврейского самоуправления достоинством в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 крон. Эти боны были разработаны пражским художником и писателем Питером Кином, который позже погиб в Освенциме, и печатались типографией Государственного банка в Праге. Боны были введены в обращение 12 мая 1943 года. На всех бонах изображён портрет Моисея с каменными скрижалями, на которых записаны десять заповедей. Боны имели одинаковые изображения и отличались только номиналом, цветом и размером. Следует отметить, что в отличие от платёжных знаков других лагерей, например Дахау, Равенсбрюка, Освенцима и многих других, боны Терезинского гетто были выполнены на более высоком художественном уровне благодаря качеству печати банкнот и отличной работе Индры Шмидта.

Изначально Шмидт изобразил Моисея как воплощение величия и благородства, но эта работа была отклонена представителем Рейхсбанка. Имперский протектор Рейнхард Гейдрих приказал изменить облик Моисея так, чтобы он выглядел, как «настоящий еврей» согласно нацистской идеологии. Шмидт добавил большие уши, вьющиеся волосы, крючковатый нос, морщины вокруг глаз и на лбу, сделал пальцы более скрюченными и корявыми, а весь облик суровым и грубым. Кроме того, руку Моисея поместил напротив заповеди «Не убий». Не смотря на это, портрет по-прежнему источал духовность, а черты лица приняли серьёзное и трагическое выражение. Однако и это предложение было отклонено и отправлено на доработку. В конце концов, из-за нехватки времени, эта версия портрета была принята в печать, несмотря на недовольство представителей Рейхсбанка.

Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 1 крона, 1943. 102х50 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 2 кроны, 1943. 110х56 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

 Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 5 крон, 1943. 118х60 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 10 крон, 1943. 126х65 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 20 крон, 1943. 134х68 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 50 крон, 1943. 143х71 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

Протекторат Богемия и Моравия. Терезиенштадт. 100 крон, 1943. 150х75 мм. Находилась в обращении с 21 апреля 1943 года по 30 апреля 1945 года.

К концу войны в типографии искали возможность создать новые эскизы банкнот, чтобы после войны быстро напечатать деньги для освобождённого государства. В 1944 году нацистское руководство приказало, чтобы типография уничтожила все старые матрицы и оригинальные эскизы банкнот, что грозило свести на нет многие годы работы. Тогда Индра Шмидта тайно остался в типографии с пятницы до понедельника и сделал в гальванопластической ванне с оригинальных пластин банкнот в 10, 50, 100, 500 и 1000 крон новые матрицы. После выходных, нацисты действительно собрали оригинальные печатные формы и приказали их уничтожить. Новые матрицы Индра Шмидт прятал до конца войны у себя дома. В этот период он выполнил гравюру «Святой Георгий» по рисунку Йозефа Манеса, которая предназначалась первоначально для банкнот протектората Богемии и Моравии но, в конечном итоге, после войны эта гравюра была использована для печати почтовой марки, посвящённой первой годовщине Майского восстания.

Чехословакия, 1946. Георгий Победоносец.Художник Йозеф Манес, гравёр Индра Шмидт.

После окончания Второй мировой войны Индра Шмидт начал карьеру гравёра чехословацких почтовых марок. Первые марки Шмидта, изданные от имени Чехословакии, вышли 28 октября 1945 года. Это была серия из трёх миниатюр с портретами словацкого политика Милана Растислава Штефаника и чехословацких президентов Томаша Масарика и Эдварда Бенеша. Затем последовали другие марки, проекты которых были подготовлены гравёром ещё до войны. Среди них был портрет писателя Карела Гавличека-Боровского.

 

Чехословакия, 1945. Эдвард Бенеш.

 Чехословакия, 1945. Милан Ростислав Штефаник.

  

 Чехословакия, 1945. Томаш Масарик.

На большинстве послевоенных выпусков Чехословакии гравёр ставил подпись «Jindra S.». Это связано с тем, что в восстановленном после войны почтовом министерстве Чехословакии немецкая фамилия Шмидта подверглась критике. Тогда он решил приспособить подпись на марках к чешскому языку, поставив вместо фамилии своё сокращённое имя.

После освобождения, в рамках денежной реформы, была выпущена банкнота в 100 крон, выгравированная Индрой Шмидтом. В 1946 году напечатана банкнота в 1 крону с головой девушки, выполненная совместно Индрой Шмидтом и Бедржихом Войташеком, которая, как уже упоминалось, была впервые выпущена до войны в 1938 году, но не введена в обращение. Такая же судьба ждала эту банкноту после войны ‒ теперь она была лишней.

Чехословакия. 100 крон, 1945. 146x76 мм. Находилась в обращении с 1 ноября 1945 по 31 мая 1953 года. Художник Макс Швабинский, гравёр Индра Шмидт.

В 1948 году вышла чехословацкая миниатюра, посвящённая 11-му слёту гимнастического общества «Сокол». Это была первая совместная марка Макса Швабинского и Индры Шмидта. Макс Швабинский создал более 70 эскизов марок, практически все из которых гравировал Шмидт.

В 1960-е годы оформление почтовых марок изменилось от одноцветных гравюр к многоцветным выпускам. Всё это выдвигало совершенно новые требования к гравёрам. Первопроходцем в этой области стал Индра Шмидт, гравировавший в 1961 году серию марок «Бабочки» по эскизам Макса Швабинского.

 

 Чехословакия, 1961. Дневная бабочка Павлиний глаз (Nymphalis io).Художник Макс Швабинский, гравёр Индра Шмидт.

  

Чехословакия, 1961. Дневная бабочка из семейства белянок зорька или аврора (Anthocharis cardamines). Художник Макс Швабинский, гравер Индра Шмидт.

 

Чехословакия, 1961. Дневная бабочка Махаон (Papilio machaon). Художник Макс Швабинский, гравер Индра Шмидт.

 

Чехословакия, 1961. Дневная бабочка Траурница (Nymphalis antiopa). Художник Макс Швабинский, гравер Индра Шмидт.

 

Чехословакия, 1961. Ночная бабочка Голубая орденская лента (Catocala fraxini). Художник Макс Швабинский, гравер Индра Шмидт.

Чехословакия, 1961. Дневная бабочка Адмирал (Vanessa atalanta). Художник Макс Швабинский, гравер Индра Шмидт.

Шмидт работал не только над чехословацкими, но и над зарубежными банкнотами. В числе его работ румынская банкнота 100 лей 1947 года, польская банкнота 100 злотых 1948 года (голова рабочего). Также он гравировал кубинские банкноты образца 1961 года – картины знаменательных событий и портреты, разработанные Владимиром Коваржиком и Франтишеком Гудечкой, выполнил три рисунка гвинейских банкнот 1960 года в национальном стиле, и многие другие.

Румыния. 100 лей, 1947. 146х67 мм. Аверс: портреты трёх мужчин, олицетворяющих науку, сельское хозяйство и промышленность. Реверс: название государства, номинал. Введена в обращение 5 декабря 1947 года.

Польская Народная Республика. 100 злотых, 1948. Цвета: красный.  172х82 мм. Аверс: справа портрет польского мужчины, в центре герб Польши, справа номинал. Реверс: промышленное предприятие. Водяной знак: лицо женщины.

Гвинейская Республика. 50 франков, 1960. 130x75 мм. Аверс: первый президент республики Ахмед Секу Туре. Реверс: тяжелая техника.

Гвинейская Республика. 100 франков, 1960. 138x80 мм. Аверс: первый президент республики Ахмед Секу Туре. Реверс: работники на ананасовой плантации.

Гвинейская Республика. 500 франков, 1960. 148x87 мм. Аверс: первый президент республики Ахмед Секу Туре. Реверс: мужчины тянут длинные лодки на берег.

Гвинейская Республика. 1000 франков, 1960. 159x92 мм. Аверс: первый президент республики Ахмед Секу Туре. Реверс: сбор бананов.

Куба. 1 песо, 1961. 150x70 мм. Аверс: Хосе Марти — один из лидеров освободительного движения Кубы. Текст по полю банкноты: Куба — свободная территория Америки, родина или смерть. Реверс: Фидель Кастро на захваченном американском танке въезжает в Гавану в 1959 году. Первый выпуск после деноминации и денежной реформы 1961 года, печатался в Чехословакии.

Куба. 5 песо, 1961. 150x70 мм. Аверс: Антонио Масео — один из руководителей борьбы кубинского народа за независимость от испанского господства. Реверс: выход повстанцев под командованием Эрнесто Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса к провинции Лас-Вильяс, сентябрь-октябрь 1958 года.

Куба. 10 песо, 1961. 150x70 мм. Аверс: Максимо Гомес — один из руководителей национально-освободительной борьбы кубинского народа. Реверс: Первая Гаванская декларация, 2 сентября 1960 года. Подпись Эрнесто Че Гевары.

Куба. 20 песо, 1961. 150x70 мм. Аверс: Камило Сьенфуэгос — кубинский революционер. Реверс: высадка кубинских революционеров с яхты «Гранма» 2 декабря 1956 года. Подпись Эрнесто Че Гевары.

Куба. 50 песо, 1961. 150x70 мм. Аверс: Каликсто Гарсиа-и-Иньигес — кубинский генерал, один из видных деятелей борьбы за независимость Кубы от Испании. Реверс: национализация кубинских банков и крупнейших промышленных и торговых предприятий, принадлежащих сторонникам Фульхенсио Батисты и иностранным компаниям.

Куба. 100 песо, 1961. 150x70 мм. Аверс: Карлос Мануэль де Сеспедес дель Кастильо — один из руководителей Десятилетней войны Кубы против испанских колонизаторов. Реверс: штурм укрепленной казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба 26 июля 1953 года.

Кроме того, Шмидт гравировал невыпущенную в обращение банкноту 100 крон 1958 года по эскизам художников Цирила Боуды и Йозефа Лейслера.
Последними банкнотами, которые он выгравировал, были 25 крон 1958 года художника Карела Сволинского и 100 крон 1961 года художника Франтишека Германа. На банкноте 100 крон он выгравировал фигуры крестьянки со снопом и сталевара, остальные элементы банкноты гравировали Ян Мрачек и Ладислав Ирка.

Чехословакия. 25 крон, 1958. 140x69 мм. Художник Карел Сволинский, гравёр Индра Шмидт. Находилась в обращении с 1 декабря 1958 года по 31 декабря 1971 года. Аверс: Ян Жижка из Троцнова. Реверс: площадь Жижки в Таборе.

Чехословакия. 100 крон, 1961. 164x80 мм. Находилась в обращении с 1 декабря 1962 года по 7 февраля 1993 года. Аверс: рабочий и крестьянка на фоне промышленного пейзажа. Реверс: исторический район Праги Градчаны. Художник Франтишек Герман, гравёры Индра Шмидт, Ян Мрачек, Ладислав Ирка.

Индра Шмидт был сотрудником государственной типографии до 1967 года. Одной из его главных задач во время службы в государственной типографии была подготовка и обучение молодых кадров. Ещё в 1948 году под руководством Шмидта начали гравировать чехословацкие почтовые марки Ладислав Ирка и Ян Мрачек. В качестве частного преподавателя Шмидт также обучал молодых художников профессии гравёра.

После выхода в отставку в 1967 году в 70-летнем возрасте, Индра Шмидт гравировал марки ещё на протяжении 15 лет в качестве внештатного сотрудника. Его последняя миниатюра вышла в свет в 1982 году. Она была посвящена чемпионату мира по футболу в Испании.

Чехословакия, 1982. Чемпионат мира по футболу в Испании. Последняя марка Индры Шмидта

Всего, за время своей работы Шмидт выгравировал более 400 марок Чехословакии. Шмидт также гравировал марки для Албании, Болгарии, Вьетнама, Ирака, Кувейта, Ливии и Эфиопии.

Умер Индра Шмидт 12 марта 1984 года в Праге.

Автопортрет чешского гравёра Индры Шмидта был помещён на чехословацкую миниатюру, посвящённую Дню почтовой марки, причём это была последняя почтовая марка Чехословакии, эмитированная 18 декабря 1992 года. В 2001 году в честь Шмидта в Чехии была выпущена памятная марка.

 Чехословакия, 1992. Индра Шмидт.

 Некоторые работы Индры Шмидта.

Эскиз к банкноте 25 крон 1958 года.

  

Чехословакия, 1939. Томаш Гарриг Масарик. Художник Карел Сволинский, гравёр Индра Шмидт. Последняя довоенная марка с портретом президента Масарика. Портрет Масарика работы Альбина Бруновского.

Протекторат Богемия и Моравия, 1944. Собор Святого Вита. Художник и гравёр Индра Шмидт.

 

Протекторат Богемия и Моравия, 1945. Дополнительный выпуск. Адольф Гитлер. Фотограф Генрих Гофман. Гравёр Индра Шмидт.

Чехословакия, 1948. Договор о дружбе и союзных отношениях между правительством в изгнании Эдварда Бенеша и Советским Союзом. Гравёр Индра Шмидт.

Чехословакия, 1948. Клемент Готвальд. Тип II.

 

Чехословакия, 1949. Алоис Юрашек.

 

 Чехословакия, 1949. Владимир Ильич Ленин (1870-1924).

Чехословакия, 1951. 30-летие основания коммунистической партии Чехословакии. Иосиф Сталин и Клемент Готвальд. Гравёр Индра Шмидт.

  

 Чехословакия, 1957. 40-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции. Художник Вацлав Фиала, гравёр Индра Шмидт.

  

 Чехословакия, 1958. 40-летие Республики. Художник Макс Швабинский, гравёр ИндраШмидт.

  

Чехословакия, 1959. Мир. Одна из трех марок, посвященных 10-летию подписания Всеобщей декларации прав человека. Художник Макс Швабинский, гравёр Индра Шмидт.

 

Картина дня

наверх