На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пробный рубль Екатерины II

Этот пробный рубль является одной из величайших редкостей русской нумизматики. Портрет не подписан. Кто же был гравером? Ответ не известен до сих пор. Даже в коллекции одного из величайших русских нумизматов – Великого Князя Георгия Михайловича не было подобной монеты – ему были известны только два экземпляра, один из которых находился в Государственном Эрмитаже, а другой – в частной коллекции.

Эта монета превосходит по сохранности оба других известных экземпляра, и увеличивает количество известных монет до трех. Покровитель искусств и науки, императрица Екатерина II Великая, обладала отличным чувством стиля и превосходным художественным вкусом: культура и эстетика её окружения ни в малой мере не уступала уровню ведущих европейских дворов. Эта атмосфера сказалась и на медальерном искусстве, которое при Екатерине испытало подлинный творческий подъем. На Петербургском монетном дворе ведущие немецкие медальерные мастера работали рука об руку с Самойлой Юдиным и Тимофеем Ивановым. Последнему принадлежали характерные портреты Екатерины II на рублевиках – основной монетной продукции Петербургского монетного двора. Основные типы бюста – 1762, 1766, 1777 и 1783 обнаруживают целый ряд исправлений и улучшений, которые были призваны удовлетворять как требования монетного двора, так и нужды политики, но в особенности - личные амбиции и вкусы императрицы.

В 1766 году было принято решение о необходимости создания нового монетного портрета Екатерины. Вполне очевидно, что послужило причиной: бюст первого портретного типа рублей 1762-1765 годов показывал Екатерину моложавой, с улыбкой на устах, наклоненной слегка вперед, так что ее плечи даже слегка горбятся как у молодой дебютантки первого бала. Не то чтобы этот портрет не льстил императрице – скорей всего он просто уже не представлялся достаточно серьезным, дабы передавать облик Самодержицы Всея Руси. Эта потребность в новом облике и вызвала к жизни рассматриваемый нами пробный рубль. Очевидно, что заказ был официальный - об этом говорят как знаки монетного двора, так и инициалы монетного мастера. Неизвестному нами граверу был предложен как образец официальный портрет императрицы. Можно с уверенностью утверждать, что это был парадный портрет Екатерины II 1763 года работы ведущего придворного живописца – Федора Рокотова. На полотне Екатерина изображена в профиль влево, также было и на штемпеле, с которого отчеканена наша монета. Таким образом, при копировании не было бы необходимости в использовании зеркала.


В целом, бюст на пробном рубле более реалистичен, чем утвержденный тип работы Иванова. Нос и подбородок, однако, обнаруживают небольшие отличия от портретов Екатерины того периода. Медальер изобразил Екатерину с маленьким прямым носиком, тогда как в официальной живописи того времени нос Императрицы более массивен. Автор монетного бюста подтянул и второй подбородок Екатерины. В целом монетный портрет более идеализирован и моложав.
Возможно, образ показался Екатерине жестковатым и был отвергнут. А может быть, от чеканки отказались на монетном дворе по вполне практическим технологическим причинам: драпировки и другие детали бюста были слишком вычурны, сложны и непригодны для массовой монетной эмиссии. Какова бы не была причина, этот дизайн не был утвержден, и на сегодня известно только три экземпляра этой интереснейшей монеты.

Картина дня

наверх