Василий Швецов предлагает Вам запомнить сайт «Клуб коллекционеров «Мюнцкабинет»»
Вы хотите запомнить сайт «Клуб коллекционеров «Мюнцкабинет»»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Коллекционируйте - это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно приходится сосредоточиваться. А. Эйнштейн

Запомнить
Читать

О сайте

Поиск по блогу

Последние комментарии

Василий Швецов
Александр Базилев
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
https://twitter.com/mikhailbulgako1
Виталий Гольдман Виталий… Ура!
Андрей Левин
Очень познавательная тема.Спасибо!
Андрей Левин Шведский пятак
Александр Шпынев
Сколько по деньгам обойдется ?
Александр Шпынев Французская медаль "Защитникам Порт-Артура"
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Vladimir Golovach
Спасибо!!!
Vladimir Golovach Монеты Георга II 1745-1746 годов с надписью Лима
Виктор Микитюк
Виталий Гольдман Виталий Гольдман

Поиск по блогу

"Ленивцы" и другие герои М.И. Антонова

развернуть

После революции 1917 года новые образцы бумажных денежных знаков выпускались ежегодно, тиражи купюр были огромны. В этих условиях художественной стороне банкнот уделялось гораздо меньше внимания, чем до революции.

Лишь в 1921 – 1922 годах началось возрождение Художественно-графической части Гознака (она находилась на 2-й Московской фабрике), где приступили к работе художники – И. И. Дубасов, Н. Н. Качура, Я. Б. Дрейер, А. Г. Якимченко, Д. С. Галядкин и другие.

Работа эта первое время шла непросто – методом проб и ошибок художники старались определить вектор развития дизайна бумажных денег и других «государственных бумаг» Советской России, учитывая при этом не только требования эпохи, но и необходимость защиты бумаг от подделки, а также технические возможности.

Это удалось не сразу. Поэтому в 1923 году для работы над эскизами новых денежных знаков был приглашен художник-график М. И. Антонов, который в тот момент не являлся сотрудником Гознака. Управление Гознака пошло на этот шаг, обеспокоившись «исчерпанием» имеющихся «запасных композиций дензнаков».

Михаил Игнатьевич Антонов (1871 – 1939) еще до революции служил в Экспедиции заготовления государственных бумаг в качестве ближайшего помощника Р. Г. Заррина, а с 1918 года руководил классом гравюры Высшего художественного училища в Академии художеств в Петрограде, затем преподавал во ВХУТЕИНе.

"Ленивцы" и другие герои М.И. Антонова

Более всего он известен как автор советской почтовой марки «Освобожденный пролетарий», выпущенной в 1921 году. После получения задания на проектирование банкнот Антонов выполнил несколько вариантов их эскизов. В сохранившемся Отчете Технического отдела Гознака они охарактеризованы как «в высокой степени интересные композиции, как по замыслу, так и по художественному выполнению (по технике для дензнаков)».

Эскизы работы Антонова построены на симметрии относительно центральных изображений, заключенных в рамку из лавровых (вариант – дубовых) листьев. Судя по сохранившимся материалам, художник выполнил не менее шести центральных изображений (некоторые из них в нескольких вариантах): рабочего и крестьянина лежа, рабочего и крестьянина с мечом в руках, рабочего и крестьянина с косой, раскрытую книгу, трактор в поле, сельскохозяйственные орудия.

"Ленивцы" и другие герои М.И. Антонова

Интересно, что у рабочего и у крестьянина на эскизах Антонова совершенно одинаковые лица. Возможно, художник хотел таким странным способом показать их равную роль в строительстве нового государства. На одном из вариантов рабочий и крестьянин держат в руках меч. При этом художник, повинуясь симметрии, неудачно расположил подписи народного комиссара финансов и кассира: первая из них находится прямо над крестьянином, вторая – над рабочим. Нелепости этого, очевидно, до поры никто не чувствовал.

"Ленивцы" и другие герои М.И. Антонова

Эскизы работы Антонова пригодились уже в том же 1923 году, когда началась разработка казначейских билетов СССР, номинированных в золотых рублях. Центральные элементы эскизов легли в основу выпущенных в обращение 3- и 5-рублевых казначейских билетов образца 1924 года. На выпущенных банкнотах симметрия эскизов была нарушена, благодаря чему внешне они проиграли по сравнению с первоначальными вариантами.

На трехрублевке, выпущенной в обращение, – рабочий и крестьянин. Они показаны полулежа, головами друг к другу, поэтому получили в народе прозвище «ленивцы». На 5 рублях изображен трактор в поле. Несмотря на то, что выпускались эти билеты очень недолго (уже в 1925 году их заменили билеты новых образцов), они хорошо запомнились – в первую очередь, благодаря изображенным на них «ленивцам» и трактору.

"Ленивцы" и другие герои М.И. Антонова

Другие банкноты по эскизам М. И. Антонова, кроме упомянутых выше, в обращение не выпускались. К 1924 году художники Гознака накопили значительный опыт в проектировании банкнот, и выполнили большое количество новых эскизов, отвечавших всем требованиям.

Андрей Богданов, Выставочный комплекс АО «Гознак»


Ключевые слова: бонистика, Гознак, рубль, СССР
Опубликовал , 23.09.2019 в 19:03
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте