Василий Швецов предлагает Вам запомнить сайт «Клуб коллекционеров «Мюнцкабинет»»
Вы хотите запомнить сайт «Клуб коллекционеров «Мюнцкабинет»»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Коллекционируйте - это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно приходится сосредоточиваться. А. Эйнштейн

Запомнить
Читать

О сайте

Поиск по блогу

Последние комментарии

Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
https://twitter.com/mikhailbulgako1
Виталий Гольдман Виталий… Ура!
Андрей Левин
Очень познавательная тема.Спасибо!
Андрей Левин Шведский пятак
Александр Шпынев
Сколько по деньгам обойдется ?
Александр Шпынев Французская медаль "Защитникам Порт-Артура"
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Vladimir Golovach
Спасибо!!!
Vladimir Golovach Монеты Георга II 1745-1746 годов с надписью Лима
Виктор Микитюк
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Александр Балабанов
алексей010101
*
алексей010101 Помогите определить чья это монета?

Поиск по блогу

Ниобе

развернуть

После окончания Первой Мировой войны Германия осталась практически без флота. К концу 1921 года в составе ВМФ Германии числилось 8 древних линкоров-додредноутов, 8 устаревших легких крейсеров, 32 миноносца, 32 тральщика, 18 патрульных кораблей, 5 учебных кораблей и 33 вспомогательных судна.

Это было все, что удалось сохранить после сражений и репараций от некогда великого флота. Численность личного состава Германского военно-морского флота ограничивалась 15 тысячами человек. Все это, конечно же, было сильнейшим ударом по самолюбию немцев, имевших перед Великой Войной второй флот в мире.

Особенно не хватало учебных судов. Поэтому, не смотря на крайнюю нужду в финансах Рейхсмарине, в начале 1921 года решили переделать захваченный во время Первой Мировой войны норвежский парусник в учебное парусное судно. Хотя парусник был не совсем норвежским: четырехмачтовая шхуна «Мортен Йенсен» была построена в Дании на Фредериксхавнской верфи «Frederikshavn’s Værf og Flydedok» в 1913 году и первоначально принадлежала пароходству «F.L. Knakkegaard» из Нюкёбинга. В 1916 году судно было продано Норвегии и переименовано в «Тюхольм». Однако судьба парусника в качестве норвежской шхуны оказалась недолгой – 22 ноября 1916 года в Северном море парусник с грузом необструганной доски для Великобритании был остановлен немецкой подводной лодкой UB-41 под командованием Фридриха Карла Зихарта фон Зихартсхоффена. После осмотра призовой командой и ареста груза шхуна была сопровождена в Киль. До конца войны судно работало на каботажных линиях и служило бункеровщиком. Новые названия сыпались на шхуну, как дождь – «Альдебаран», «Ниобе», «Шван». Судно успело поработать при морском училище во Фленсбург-Мюрвике, использовалось для чартерных рейсов у побережья, и даже было передано на время одной из немецких кинокомпаний. Наконец в 1922 году парусник решили перестроить в учебное судно. Задачу эту поручили Феликсу фон Люкнеру – знаменитому командиру парусного рейдера «Зееадлер». Было решено основательно перестроить «Шван» – сняли четвертую мачту, полностью заменили парусное вооружение, капитально переделали корпус судна, и четырехмачтовая шхуна превратилась в элегантную трехмачтовую баркентину. Корабль окрестили «Ниобе». Он имел следующие характеристики:

Тип судна трехмачтовая шхуна-барк;

Водоизмещение 675 тонн дедвейта;

Площадь парусов 953 кв.м.;

Длина корабля 46,1 м, максимальная - 58 м.;

Ширина корабля 9,17 м.;

Осадка около 5 м.;

Экипаж 115 человек (35 членов экипажа и до 80 кадетов);

Высота грот-мачты 34,8 м.;

Силовая установка двухцилиндровый двухтактный дизельный двигатель;

Мощность 240 л.с.;

Балласт 155 т стального балласта.

Ниобе

6 февраля 1922 года в Вильгельмсхаффене в торжественной обстановке «Ниобе» приняла на борт команду и первых кадетов. Каждый год четыре учебных курса (три для кандидатов в унтер-офицеры, четвертый для кандидатов в офицеры) курсанты проходили на новом судне практику, которая длилась от 2 до 3 месяцев. Двенадцать дней давалось на теоретические упражнения и знакомство с кораблем, а затем парусник совершал плавания в Северном или Балтийском море, а иногда и в Атлантике.

26 июля 1932 года произошла трагедия. «Ниобе» шел из Киля в плавание по Балтийскому морю. Первая остановка должна была быть в Варнемюнде. На ночь судно остановилось на якоре у острова Ферман. Дул свежий юго-западный ветер силой 3-4 балла. Утром судно снялось с якоря, в 13.00 был пройден плавучий маяк Ферман-Бельт, меж тем на юго-западе были замечены грозовые облака. Командир учебного судна капитан-лейтенант Руфус приказал убрать верхние паруса и зарифить остальные. Заморосил дождь. В 14.27 внезапно начался шквальный ветер, и огромная приливная волна накренила судно примерно на 40-50 градусов. О дальнейшем говорит донесение начальника плавучего маяка Фермарн-Бельт Томсена:

26 июля около 14 ч. плавучий маяк Фемарн-Бельт и учебный корабль «Ниобе» вели переговоры флажными сигналами. В 14.15 «Ниобе», который уже спустил брамсели, проходил плавучий маяк. Расстояние до парусника составляло около 0,5 морских миль. Около 14.30, в то время как команда учебного судна убирала паруса, налетел сильный грозовой шквал – с силой ветра до 7 балов с юга, позже изменив направление на юго-западное - с ливневым дождем.

В эту же минуту «Ниобе» опрокинулся. Я видел только лишь, как часть корабля выделяется из воды.

Спасательная шлюпка с моего плавучего маяка сразу помчалась к месту трагедии. Несмотря на угрожающую метеорологическую ситуацию, я считал необходимым лично вести лодку и лично руководить спасательной операцией.

Чтобы обратить внимание на происходящую трагедию проходящего мимо парохода «Тереза Русс», я просил дать несколько громких гудков. Однако пароход сам наблюдал аварию, и сразу же подошел к месту, где затонул «Ниобе». Мы спасли 19 человек, в том числе и командира судна.

Все пострадавшие в трагедии находились в районе 50-100 м, частично без спасательных жилетов. Некоторые цеплялись за выброшенные обломки рангоута и таким образом держались на воде.

Наша спасательная акция была закончена всего за 30 минут. Спасенные передавались на пароход «Тереза Русс».

Иллюминаторы нижних деков по недосмотру вахтенных офицеров были открыты, и вода быстро заполнила помещения левого борта. Первый помощник пытался повернуть судно по ветру, но «Ниобе» быстро накренилось и опрокинулось в течение двух-трех минут. Столь быстрая гибель баркентины определила и большое количество жертв – погибли 69 человек (3 офицера, корабельный врач, казначей, 10 кандидатов в офицеры, 8 унтер-офицеров, 36 кандидатов в унтер-офицеры, 9 матросов и кок). К месту трагедии подошло множество кораблей и судов: крейсеры «Кельн» и «Кенигсберг», пароход Гамбургского пароходства «Терезе Русс», спасательная шлюпка плавучего маяка, быстроходные катера. Однако спасти удалось лишь 40 человек, в том числе и командира «Ниобе» Руфусса.

Состоялся военный трибунал, рассмотревший дело «Ниобе». Слушание продолжалось неделю, и суд постановил, что командир парусника не виноват в случившемся. Судьи признали ситуацию форс-мажорной, никакой моряк не смог бы спасти судно.

21 августа 1932 года поднятый со дна моря парусник привели в Кильскую бухту. Рейхсмарине срочно арендовало пять маленьких шхун, чтобы как-то продолжить обучение кадетов «Команды-32», однако все это были полумеры. Для строительства нового учебного судна был учрежден благотворительный фонд «Пожертвования «Ниобе», куда каждый житель Германии считал обязанностью внести хоть какие-нибудь деньги. Трагедия объединила немцев: даже Монетный двор выпустил медали с изображением парусника, которые были переданы фонду как безвозмездная помощь. В результате было собранно более 200 тысяч марок, что позволило приступить к проектированию и строительству нового учебного судна.

Ниобе
Серебряная медаль, 1932. Гибель морского парусника «Ниобе». Аверс: парусник в море. Реверс: крест над морем. Надпись на гурте: Прусская государственная монета. Серебро 900 пробы. 36,2 мм; 21,85 г.Гравёр Оскар Глёклер.

Ниобе

Золотая медаль, 1932. Гибель морского парусника «Ниобе». Аверс: парусник в море. Реверс: крест над морем. Надпись на гурте: Прусская государственная монета. Золото 18 карат. 22,67 мм; 6,48 г. Гравёр Оскар Глёклер. Была такая же медаль диаметром 36 мм и весом 21,63 грамма.

Ниобе

Серебряная медаль, 1932. Памяти жертв Ниобе. Аверс: женская фигура между орлом и флагом. Реверс: корабль в море. 36 мм; 19,96 г. Гравёр Карл Гётц.

Текст из журнала «Морская компания» №2 за 2008 год.


Ключевые слова: Niobe, Германия, Ниобе, фалеристика
Опубликовал Василий Швецов , 01.12.2013 в 00:50
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте