Создавая “новый общественный строй” на руинах Российской империи, советская власть основывала свои традиции, качественно новые атрибуты, находила способы массового поощрения. Одновременно с возрастанием напряжения на боевых и трудовых фронтах рождались не известные до этого времени награды – красные флаги, именное революционное , красные революционные шаровары, орденские знаки.
Первый советский орден – Красного Знамени РСФСР – основал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 16 сентября 1918 года как боевой орден для награждения всех граждан советской России, которые “проявили особую храбрость и мужество в непосредственной боевой деятельности”.Учреждение этого ордена положило начало развитию советской фалеристики, образованию в советских республиках собственных наград за воинскую доблесть. На протяжении 1920-1923 годов основаны ордена Красного Знамени в Азербайджанской, Грузинской и Хорезмской советских республиках, Серебряной звезды и Красной Звезды – в Армянской советской республике, Красной Звезды трех степеней – Бухарской народной республике. Были намерения основать орден Красного Знамени и в Украинской Советской Социалистической республике. Но после утверждения ЦИК 1 августа 1924 года общесоюзного ордена Красного Знамени награждение республиканскими боевыми орденами закончилось.
С переходом к мирной жизни в советских республиках ввели ордена за трудовые заслуги. Первыми такими отличиями стали ордена Трудового Красного Знамени. В 1920 году их основали в Российской Федерации и Азербайджане, в 1921 году – в Армении, Грузии, Белоруссии и Украине. Существовали эти ордена и у Закавказской Федерации, Хорезма, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении.
История ордена Трудового Красного Знамени – первой государственной награды Украинской Социалистической Советской Республике – начинается с постановления V Всеукраинского Съезда Советов (25 февраля – 3 марта 1921 г., Харьков) “О ордене Трудового Красного Знамени”.
На вечернем заседании съезда 2 марта по этому вопросу докладывал председатель Украинского совета народного хозяйства В.Я. Чубарь, и съезд без обсуждения утвердил это постановление. В нем значилось: “переходя к мирному строительству, которое требует от широких масс трудящихся приложения больших сил, самоотдачи и инициативы, V съезд Советов УССР считает нужным отметить заслуги на фронте борьбы с государственной разрухой, как отдельных трудящихся, так и целых групп, для чего постановляет учредить орден Трудового Красного Знамени и поручает ВУЦИК разработать положение о награждении орденом Трудового Знамени, а также установить форму ордена”.
Реализовать постановление съезда оказался намного сложнее, чем казалось на первый взгляд, ведь советская Украина, по сути, не имела собственного наградотворческого опыта. Никто не мог предвидеть, что изготовление наградных документов, признание организационных положений, механизм функционирования награды, изготовление проекта и самого ордена потребуют целое десятилетие.
Хотя в документах V Всеукраинского съезда Советов фигурировало два названия – “Красный орден Трудового Знамени” и “Орден Трудового Знамени”, ВУЦИК решил нужным использовать название, принятое Российской Федерацией (орден Трудового Красного Знамени РСФСР был основан 28 декабря 1920 года VII Всероссийским съездом Советов).
20 апреля 1921 года Президиум ВУЦИК рассмотрел вопрос об ордене Трудового Красного Знамени и принял постановление об утверждении ордена, а также поручил Народному комиссариату образования УССР огласить конкурс на проект рисунка ордена, который должен быть представлен через месяц.
Одновременно с этим Президиум ВУЦИК сделал первый шаг к обеспечению системного характера процесса выдвижения кандидатур для награждения орденом, опубликовав в начале мая 1921 года постановление “О порядке награждения орденом Трудового Красного Знамени ”. Рассмотрение вопросов о награждении коллективов и отдельных лиц орденом Трудового Красного Знамени полагалось на созданную отдельную Комиссию при ВУЦИК. В ее состав вошло 5 человек – три от ВУЦИК и двое – от Южного бюро Всероссийского центрального совета профессиональных союзов. Постановлением предвиделась такая процедура выдвижение кандидатов и принятия решения: предложения, касающиеся награждения формировались коллегиями наркоматов и Президиумом Южного бюро ВЦСПС; эти документы рассматривались на заседании отдельной Комиссии, а потом утверждались Президиумом ВУЦИК. Представители наркоматов могли участвовать в работе в Комиссии с правом совещательного голоса.
Поскольку изготовление знаков требовало определенного времени, награждение вначале проводилось без вручения знака ордена, зато выдавалось свидетельство о награждении с подписью председателя и секретаря ВУЦИК. В мае 1921 года состоялось первое награждение орденом Трудового Красного Знамени УССР. Еще до официального принятия статуса ордена предполагалось, что это будет как коллективное так и индивидуальное отличие. Первыми орденоносными коллективами согласно решению 2-ой сессии ВУЦИК (5-8 мая 1921 г.) были воинские соединения: 15-я, 30-я, 51-я стрелковые дивизии Вооруженных Сил Украины и Крыма и 14-я кавалерийская дивизия 1-й Конной армии, которая “особенно отличилась на фронте труда и посевной компании”, а первыми гражданами, индивидуально отмеченными высокой наградой, стали в июне 1921 года инженер И.К. Каспарянц и комиссар В.С. Иванов – руководители работ по восстановлению Наводницкого моста в Киеве. На протяжении 1921-23 годов было награждено 172 особы и ряд коллективов, в частности Черниговский губернский земельный отдел, Изюмский исполком, 45-я стрелковая дивизия, “трудовое население Киевской губернии”, киевский завод “Арсенал”, а также ряд трудящихся, организаторов предприятий, военноначальников, известных государственных деятелей. Например, председатель ВУЦИК Г. И. Петровский отмеченный орденом Трудового Красного Знамени УССР 3 ноября 1922 года, а Председатель Совнаркома УССР Х.Г. Раковский – 1 августа 1923 года.
В конце мая 1921 года, как планировалось Президиумом ВУЦИК, должен решиться вопрос об эскизе будущего ордена Трудового Красного Знамени УССР. Теперь сложно установить, на каком этапе исполнения постановления ВУЦИК был сбой, но 1 июля 1921 года ВУЦИК должен был второй раз вернуться к вопросу о проекте знака ордена. Наркому республики предложили в срочном порядке создать условия и огласить открытый всеукраинский конкурс на проект (эскиз) ордена. Результаты конкурса Президиум ВУЦИК рассмотрели лишь 5 октября 1921 года. Он утвердил подачу жюри о присуждении первой премии проекта ордена под девизом “Конец разрухе”. Одновременно было предложено все надписи на знаке ордена сделать на украинском языке. Президиум ВУЦИК утвердил решение об изготовлении 5 000 знаков ордена.
История создания знака ордена Трудового Красного Знамени УССР загадочна. Она наполнена глухими углами, непредвиденными коллизиями, и каждая новая попытка дойти до сути ставит перед исследователями новые вопросы. А было так потому, что до сегодняшнего времени не удалось ни отыскать оригинал рисунка проекта знака под девизом “Конец разрухе”, ни установить, кто был его автором и где изготовили сам знак.
Среди многих орденов Трудового Красного Знамени советских республик знак ордена УССР отличается своей формой и конструктивными особенностями, его изображение выполнено в стиле революционного модернизма.
Знак ордена Трудового Красного Знамени УССР изготовлен из латуни и представляет собой пятиугольную звезду, на которую наложена шестеренка, залитая черной эмалью, а на нее позолоченное изображение мускулистого обнаженного по пояс рабочего с развернутым красным знаменем в руках. На красном эмалевом фоне знамени надпись: ”Володарь світу буде труд!”. Слова лозунга, помещенные на ордене, взяты из популярной в то время революционной песни «Красное Знамя». В одном из ее вариантов словами: «Владыкой мира будет труд!» заканчивается последний куплет. В нижней части знака – медальон с позолоченными буквами “У. С. Р. Р.” и декоративными элементами в виде стилизованных звезд на черном эмалевом фоне. Медальон обрамлен позолоченным венком с дубового и лаврового листа, в верхней части его наковальня, с лева – молот, с права – серп и сноп. На обратной стороне расположен штифтовой цилиндр, круглая выпуклая пластина и винт для крепления на одежде. Знак ордена выпуклый длинна его 58мм, ширина – 56мм, толщина знака – 4мм.
Учитывая современные высокоточные технологии производства наград, утонченный дизайн его оформления, конструкция ордена Трудового Красного Знамени УССР на первый взгляд кажутся простыми. Детали знака ордена — звезда, шестерня, фигура рабочего с флагом и с венком - с ювелирной точностью подогнаны одна к другой и связаны в одну композицию шрифтов, закрепленными на обратной стороне орденского знака миниатюрными гайками. Эта необычная конструкция обусловлена технологическими возможностями бывшего производства. В условиях народнохозяйственного развала нельзя было надеяться на создание “шедевра” медальерного искусства, да еще в такие ограниченные сроки.
Сразу был изготовлен пробный вариант знака ордена размером 51 мм в диаметре. Но соединение черной эмали шестерни и красной эмали знамени, а также маленькие размеры ордена не устраивали руководство ВУЦИК. Знак увеличили до 58 мм, а черную эмаль заменили на синюю, но это знак делало бледным и не выразительным. В конце - концов, вернулись к первому варианту (объединили в оформлении черную и красную эмаль), но увеличенных размеров. Такой вариант и был принят как образец, что подтверждала латунная пластика с выгравированной надписью “Образец”, прикрепленная между верхними лучами звезды орденского знака под номером 202.
Знак ордена Трудового Красного Знамени УССР образца 1921 года был сложен из 11 деталей. Его изготовление было трудным, потому что нужно было учитывать все особенности наложения эмалей, тщательно проработать пуансон-матрицу для штамповки деталей. А сколько занимало времени операции обработки деталей, покрытие эмалью, золотом и монтаж деталей орденского знака! Учитывая сложность подготовки технологического оборудования и самого процесса “сложения” ордена, можно предположить, что серийное изготовление знаков могли начать только с конца 1922 года. Поэтому понятно, почему вручение знаков ордена образца 1921 года документально подтверждается с февраля 1923 года. В частности, известно, что 1 февраля 1923 года знак ордена был вручен машинисту паровых машин Николаю Фуртаненко.
Возможно, взирая на технические и художественные сложности, изготовление всей партии знаков заняло 2 – 2,5 года. Но уверенности, что была изготовлена вся партия 5 тысяч знаков, как планировалось решением Президиума ВУЦИК от 5 октября 1921 года, нет. Самые большие порядковые номера знаков, которые сохранились в коллекции Орденской комнаты Государственного управления внутренних дел, - 3042 - 3044. Логично предположить, что до мая 1925 года удалось изготовить не более 3 200 знаков.
В 1925 г., в связи с завершением восстановления народного хозяйства и переходом к построению фундамента социалистической экономики, ВУЦИК решил заменить существующий знак ордена Трудового Красного Знамени УССР новым. В результате двух конкурсов – всеукраинского и всесоюзного, которые проводились в марте–августе 1925 г., лучшим был признан проект ордена московского художника И.П. Киселева. 4 ноября образец знака ордена Трудового Красного Знамени УССР и статут к нему были утверждены ВУЦИКом и СНК УССР.
Знак ордена Трудового Красного Знамени УССР, утвержденный в ноябре 1925 г., имел вид пятиконечной звезды с наложенной на нее шестерней, посередине которой на фоне восходящего солнца изображены: слева – фабрика, справа – рабочий с книгой в руках. В верхней части знака – Красное Знамя с девизом «Пролетарі всіх країн, єднайтесь!». Внизу – скрещенные серп и молот, между которыми надпись «УСРР», ниже – два снопа пшеницы.
Несмотря на то, что новый знак ордена Трудового Красного Знамени получил одобрение ВУЦИКа и СНК УССР, а его изображение и статут к ордену были опубликованы в Собрании узакононений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Украины, он не получил путевку в жизнь. ВУЦИК при награждении орденом Трудового Красного Знамени УССР коллективов трудящихся и отдельных граждан по-прежнему продолжал вручать вместе с грамотой знак ордена образца 1921 г.