На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ведомственные награды в ВЧК-КГБ

Звание «Почётного чекиста» впервые было установлено в декабре 1922 г. в связи с празднованием 5-й годовщины органов ВЧК-ГПУ. Тогда, по воспоминаниям М.П. Шрейдера, этого звания были удостоены около 140 человек. Но лишь в 1923 г.  были разработаны и утверждены Коллегией ГПУ положение и описание знака.

«Почетный работник ВЧК-ГПУ». По всей видимости, в декабре 1922 г. обсуждалась лишь идея учреждения нагрудного знака, которая была переведена в практическую плоскость на заседании Коллегии ГПУ 7 июня 1923 г. С предложением о награждении сотрудников ГПУ к пятилетию органов ВЧК-ГПУ выступил заместитель председателя ГПУ И.С. Уншлихт. Решение Коллегии было следующим:

а) Создать комиссию под председательством т. Петерса и членов т. Воронцова, Фельдмана, Беленького и Медведя, которой в недельный срок выработать статут о награждении сотрудников ГПУ нагрудными знаками к 5-летию органов ВЧК-ГПУ.

б) Наградить нагрудными знаками к 5-летию органов ВЧК-ГПУ следующих тов. - тов. Апетер, Могилевский, Скрипник, Ксенофонтов, Шварц Семен, Битенек, Габалин, Яковлева и Рославец

На этом же заседании следующим пунктом было оформлено и еще одно награждение:

«Присудить тов. Енукидзе звание почетного чекиста, выдав ему нагрудный знак к 5-летию органов ВЧК-ГПУ».

Как видим, до июня 1923 г. присваивалось лишь само звание, тогда как после упомянутого решения Коллегии ГПУ речь шла уже и о вручении нагрудного знака. Однако лица, перечисленные в решении Коллегии ГПУ от 7 июня 1923 г., не были первыми кавалерами этого знака. Когда состоялось вручение, знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» №1 оказался у Ф.Э. Дзержинского, №2 — у Я.Х. Петерса, №3 — у А.Я. Беленького, №4 — у В.И. Савинова и т.д. Руководящей верхушке ГПУ, надо полагать, почетные звания присвоили еще в декабре 1922 г., а сам знак вручили позднее, после его официального учреждения.

Положение о почетном знаке «ВЧК-ГПУ» с его описанием было утверждено 12 июля на заседании Коллегии ГПУ и объявлено Приказом ГПУ №307 от 19 июля 1923 г. Описание знака было следующим:

Почетный юбилейный знак ВЧК/ГПУ изображает овальный обруч из матового серебра с надписью «ВЧК–1917 г. ГПУ–1922 г.». На обруч наложен серп и молот, перекрещенный мечом, эта эмблема окаймлена римской цифрой «V», покрытой красной эмалью. На обороте знака гравируется порядковый номер его.

В положении говорилось о том, что знак имеет «значение награды достойнейших сотрудников ВЧК/ГПУ, своей работой в органах ВЧК/ГПУ заслуживших быть особо отмеченными». Награждаемый должен был иметь «особые заслуги перед Республикой» и стаж работы в органах не менее 3 лет. Не могли быть награждены ранее судимые, лишенные права работать в органах ГПУ и исключенные из партии. Награждение (как и лишение знака) производилось постановлением Коллегии ГПУ, и должно было объявляться приказами ГПУ.

В положении о почетном знаке не оговаривалась обязательная партийность претендента. По этому поводу разгорелась дискуссия, но большинство решило, что это оговаривать не обязательно, ибо и так существовал порядок, по которому в «органах» на большинстве должностей могли быть только коммунисты. Ягода не согласился с мнением коллег, и в протоколе заседания Коллегии появилась запись: «Ягода остается при своем мнении». Свои мысли о назначении почетного знака и порядке награждения Ягода изложил в отдельной записке. «Получение почетного знака ГПУ, — писал он, — должно быть затруднено до максимума». Одним из условий, затрудняющих получение знака, Ягода считал обязательное членство претендента в коммунистической партии. Особый смысл знака «Почетного чекиста» Ягода понимал так:

«Почетный знак есть круговая порука всех носящих его в безграничной преданности делу Революции. Какая же может быть круговая порука, когда основное условие спайки прервано награждением знаком беспартийных, каковая повлечет за собой нежелательные последствия. Считая постановление Коллегии неправильным, я остаюсь при вышеизложенном мнении, каковое прошу приобщить к протоколу».

В утвержденном Коллегией ГПУ положении о почетном знаке говорилось, что кавалеры его, «уходя из органов ГПУ на другую советскую, политическую или профессиональную работу, сохраняя звание “Почетных Чекистов”, должны связываться с органами ГПУ по месту их нахождения, постоянно оказывая этим органам соответствующую помощь и содействие». Такие же обязанности возлагались и на лиц, не работавших в ВЧК-ГПУ, но награжденных этим знаком. Все они имели право беспрепятственного входа в здания всех органов ГПУ по предъявлению грамоты к почетному знаку.

Конечно, оказание «содействия органам» было обязанностью, хотя и не слишком обременительной, а скорее символической. А прав и привилегий не было почти никаких, если не считать права «беспрепятственного входа». Однако позднее к нему прибавились и другие права и привилегии. Приказом ОГПУ №245 от 9 ноября 1929 г. был объявлен «Статут прав и обязанностей кавалеров Почетного знака ВЧК-ГПУ». Им полагались после увольнения из ОГПУ: повышенная пенсия, сохранение квартир в ведомственных домах ОГПУ, прикрепление к лечебным учреждениям ОГПУ и получение санаторных путевок, право получения вне очереди жилья, право ношения чекистской формы одежды и право хранения, приобретения и ношения оружия. Позднее приказами ОГПУ от 4 мая 1930 г. и 25 июня 1931 г. к этим льготам прибавились, соответственно, ежемесячная денежная надбавка к зарплате в размере 30 рублей и право получения пенсии по линии ОГПУ.

Всего почетным знаком V годовщины ВЧК-ГПУ было награждено около 800 человек. Сообщения о награждении в конце 1931 и в 1932 г. стали объявляться приказами по ОГПУ.

Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V годовщины вручался вплоть до конца 1932 г., когда в канун 15-летней годовщины ВЧК-ОГПУ был учрежден другой вариант этого знака — с римскими цифрами «XV» вместо «V».

В промежутке между этими годовщинами в 1927 г. к 10-летнему юбилею ОГПУ был учрежден значок с профилем Дзержинского на фоне красного знамени. Наградным почетным знаком он не являлся, ибо не имел индивидуального номера на обороте и вручался без решения какого-либо центрального руководящего органа. В Приказе ОГПУ №250а от 17 декабря 1927 г. он именовался «юбилейным жетоном» и местом его ношения был определен левый нагрудный карман, тогда как настоящие наградные знаки «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V или XV годовщин, как и ордена СССР, носились до 1943 г. над левым нагрудным карманом (а не на самом кармане).

Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» XV годовщины был учрежден Приказом ОГПУ №1087 от 23 ноября 1932 г. Как и предыдущий знак (V годовщины), он присваивался за «выдающиеся заслуги», но при этом оговаривался стаж службы претендента в органах или войсках ОГПУ — не меньше 10 лет.  Впрочем, этот критерий строго не соблюдался, и в последующие годы почетный знак порой вручался и партийным выдвиженцам, недавно попавшим в «органы»  (например, в 1938 г. знаком были награждены В.Е. Цесарский и И.И. Шапиро, пришедшие на руководящую работу в НКВД в 1936 г. вслед за Ежовым).  

Знак «Почетный работник ВЧК–ГПУ. XV лет» №1841. СССР, неизвестная мастерская, 1930-е гг. Серебро, остатки позолоты, эмаль. Вес, 12,91 г. Размеры 45x26 мм. Данный знак был учрежден Приказом ОГПУ №1087 от 23 ноября 1932 г., взамен знака, учрежденного к 5-летию органов ВЧК–ГПУ в 1922 г. Судя по известным номерам было вручено около 3300 знаков.

Кавалеры почетного знака XV годовщины именовались так же, как и кавалеры предыдущего знака — «Почетный работник ВЧК-ГПУ», незначительно различались лишь сами знаки — цифрами годовщин. Разумеется, сохранялась (и это оговаривалось в Приказе ОГПУ от 23 ноября 1932 г.) вся система привилегий для кавалеров нового знака.

Правда, со временем привилегии постепенно отменяли. Так в 1933 г. была отменена ежемесячная 30-рублевая добавка к зарплате, в 1935 г. отменили льготное исчисление пенсии и право обязательного перевода на пенсию по линии ОГПУ, в 1937 г. отменили сначала право ношения чекистской формы после увольнения, а затем и право беспрепятственного входа во все здания органов госбезопасности (новому наркому Ежову, видимо, не нравилось, что подозрительные «Почетные чекисты», давно уволенные из системы, болтаются под ногами и мешают работать). В итоге из всех привилегий остались: право на хранение и ношение оружия и право на сохранение после увольнения жилой площади в ведомственных домах НКВД.

Знак XV годовщины присваивался приказами по ОГПУ-НКВД и вручался вплоть до 1940 г. Всего было вручено немногим более 3.000 знаков. К каждому знаку полагалась почетная грамота — наподобие орденской книжки (первоначально в обложке из кожи с оттиском изображения знака), в которой были вписаны: имя награжденного, дата и номер приказа о награждении, номер самого знака. Все это скреплялось подписью Председателя ОГПУ (Наркома ВД). Знак на оборотной стороне имел выгравированный номер, который должен был соответствовать указанному в грамоте.

В 1940 г. на смену несколько устаревшему званию «Почетного работника ВЧК-ГПУ» пришло не менее почетное звание «Заслуженного работника НКВД», в полной мере отвечавшее новым условиям и организационным переменам, случившимся в 1934 г., когда вместо ОГПУ был образован НКВД. Приказ НКВД №1007 от 6 ноября 1940 г. объявил утвержденное Совнаркомом СССР Положение о знаке «Заслуженный работник НКВД»:

1. Знак «Заслуженный работник НКВД» устанавливается для награждения личного состава органов и войск НКВД СССР за заслуги в деле руководства или непосредственного выполнения работы по охране государственной безопасности Союза ССР.

2. Награждение знаком «Заслуженный работник НКВД» производится Народным Комиссаром Внутренних Дел СССР. Одновременно со знаком выдается грамота.

3. Награжденные знаком «Заслуженный работник НКВД» служат примером образцового выполнения своих обязанностей. Они должны быть беззаветно преданными партии Ленина-Сталина, бдительными и беспощадными в борьбе с врагами советского государства.

4. Награжденные знаком «Заслуженный работник НКВД» имеют преимущественное право на получение жилплощади в домах НКВД.

5. Награжденные могут быть лишены знаки «Заслуженный работник НКВД» за порочащие звание чекиста проступки приказом Народного Комиссара Внутренних Дел СССР.

Народный Комиссар Внутренних Дел Союза СССР Л.БЕРИЯ

Знак «Заслуженный работник НКВД» № 3787. Ленинградский Монетный двор. Бронза, серебрение, золочение, эмаль. Вес 21,74 гр. Размер 27х43 мм.

Описание новой награды в деталях несколько отличалось от предыдущих почетных знаков, хотя общий дизайн сохранялся:

Знак «Заслуженный работник НКВД» имеет эллипсовидную форму стального цвета с ребристой поверхностью. В центре эллипса на фоне красной эмали, изображающей лучи восходящего солнца, располагается меч, серп и молот, окаймленные лентой красной эмали с надписью в центре «НКВД». Серп и молот и рукоятка меча позолочены. Знак изготовляется из серебра.

Было предусмотрено, что Положение о знаке «Заслуженный работник НКВД» распространяется и на награжденных ранее юбилейными почетными знаками V и XV годовщин, а сами эти знаки остаются у работников и новым знаком не заменяются. Еще в апреле-июне 1940 г. большая группа работников НКВД была награждена знаками «Почетного работника ВЧК-ГПУ». Однако сами знаки (старого образца) им еще не были выданы. Вышеупомянутым Приказом НКВД от 6 ноября 1940 г. было решено выдать им знак «Заслуженный работник НКВД». Таким образом, первыми кавалерами нового знака стали чекисты, награжденные еще 27 апреля 1940 г. (Приказом НКВД №289).

Знак «Заслуженный работник НКВД» присваивался как приказами по НКВД, так и по НКГБ СССР после разделения Наркомата. Нам известны приказы по Наркомату госбезопасности, изданные в 1941 и 1944 г., которыми производилось награждение чекистов знаком «Заслуженный работник НКВД».

В дальнейшем эта практика прекратилась. И, например, в 1945 г. работники системы госбезопасности и «СМЕРШ» награждались этим знаком приказами по НКВД. А в конце 1947 г.  изменилось название знака, теперь это был знак «Заслуженный работник МВД», и аббревиатура «НКВД» на нем была заменена на «МВД». Получилось так, что он перестал быть наградой для чекистов и остался ведомственным почетным знаком лишь для системы МВД.

Для работников госбезопасности новый почетный знак был введен лишь в 1957 г., а до этого времени сотрудники МГБ-КГБ поощрялись денежными премиями, подарками (вплоть до автомобилей) и именным почетным оружием.

Приказом КГБ при СМ СССР №115 от 6 декабря 1957 г. был учрежден знак «Почетный сотрудник госбезопасности» для награждения «особо отличившихся» сотрудников органов КГБ. Форма и дизайн нового знака существенно отличались от прежних образцов. Это был слегка выпуклый фигурный щит, пересеченный вертикально мечом, с расположенной в центре позолоченной пятиконечной звездой с серпом и молотом, обрамленной лентой покрытой красной эмалью, на которой была надпись «почетный сотрудник госбезопасности». Знак изготовлялся из оксидированного томпака, а не из серебра, как прежние награды. Порядок награждения новым почетным знаком сохранялся прежним — приказами по КГБ при СМ СССР. В Положении о знаке «Почетный сотрудник госбезопасности» были предусмотрены следующие привилегии для кавалеров знака: внеочередное получение жилплощади в домах КГБ, а после увольнения — право пользования ведомственными поликлиниками и детскими учреждениями системы КГБ и ношения военной формы. Примечательно, что по новому Положению эти преимущества не распространялись на награжденных знаками прежних образцов.

Первые награждения состоялись уже в декабре 1957 г. в связи с широко отмечаемым 40-летием ВЧК-КГБ. Из руководящих работников НКВД предвоенных лет к этому времени на работе в «органах» осталось немного. Тем не менее, несколько из них, дослужившиеся до генералов, получили новый знак. Приказом КГБ при СМ СССР от 23 декабря 1957 г. А.И. Воронин, А.П. Мисюрев и А.Г. Соколов были удостоены знака «Почетный сотрудник госбезопасности». Известен пока единичный пример, когда этим знаком был награжден кавалер самого первого почетного знака ВЧК-ГПУ. Им стал С.Г. Уралов, награжденный Приказом КГБ при СМ СССР от 17 декабря 1965 г. и получивший знак «Почетного сотрудника госбезопасности» №2462. К 1973 г., когда и сам Председатель КГБ Ю.В. Андропов получил эту награду, счет выданных ранее знаков перевалил за 4 тысячи. За весь период существования этой награды с 1957 по 1991 гг. было выдано от 15 до 20 тысяч знаков «Почетного сотрудника госбезопасности». Только вышеописанные знаки, присваиваемые исключительно по решению центрального руководства ВЧК-КГБ давали статус «Почетного чекиста».

Юбилейные значки, выпускавшиеся в 1967, 1977 и 1987 гг. с золочеными цифрами «50», «60» и «70» и сходные по рисунку со знаком «Почетный сотрудник госбезопасности», не имели этой надписи на ленте. Они не имели нумерации и решения о их выдаче в дни юбилеев принимались на уровне структурных подразделений КГБ или местными органами. И хотя сотрудники КГБ носили их в один ряд со знаком «Почетного сотрудника госбезопасности», значение и «вес» этих знаков были различными. Награждение юбилейными значками не предполагало никаких льгот, а тиражи их достигали 15 тысяч экземпляров в каждую из годовщин.

Картина дня

наверх