Василий Швецов предлагает Вам запомнить сайт «Клуб коллекционеров «Мюнцкабинет»»
Вы хотите запомнить сайт «Клуб коллекционеров «Мюнцкабинет»»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Коллекционируйте - это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно приходится сосредоточиваться. А. Эйнштейн

Запомнить
Читать

О сайте

Поиск по блогу

Последние комментарии

Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
https://twitter.com/mikhailbulgako1
Виталий Гольдман Виталий… Ура!
Андрей Левин
Очень познавательная тема.Спасибо!
Андрей Левин Шведский пятак
Александр Шпынев
Сколько по деньгам обойдется ?
Александр Шпынев Французская медаль "Защитникам Порт-Артура"
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Vladimir Golovach
Спасибо!!!
Vladimir Golovach Монеты Георга II 1745-1746 годов с надписью Лима
Виктор Микитюк
Виталий Гольдман Виталий Гольдман
Александр Балабанов
алексей010101
*
алексей010101 Помогите определить чья это монета?

Поиск по блогу

Женщины на российских деньгах

развернуть

В разные исторические эпохи на монеты и банкноты помещали изображения женщин – либо реальных исторических персонажей, либо аллегорические образы. Российские деньги не стали исключением.

На средневековых новгородских монетах изображалась святая София – покровительница Новгорода. В XVII веке на наградные «золотые» для участников Крымских походов был помещен портрет царевны Софьи, а в XVIII веке на монетах помещали портреты правящих императриц.

На российских банкнотах первое изображение женщины появилось только через сто лет после их введения. Это был портрет Екатерины II на 100-рублевых билетах образца 1866 года. Дизайн сторублевой банкноты затем менялся дважды, но портрет Екатерины на ней оставался неизменным. В конце XIX века в обращении появились билеты с аллегорическим изображением образа России в виде молодой женщины в облачении царицы.

Женские аллегорические образы, символизирующие Россию, использовались в оформлении денежных знаков «белых» правительств времен Гражданской войны: например, денег «Северной России», «донских» денежных знаков и др.

За всю историю государственных выпусков советских бумажных денег изображения женщин на них не появились ни разу, но неосуществленные эскизы таких банкнот сохранились в собрании Гознака.

Некоторые эскизы продолжали дореволюционную традицию использования аллегорических женских изображений. Среди них можно отметить эскиз 1921 года художника Г. Г. Шмидта. На нем изображена женщина в одежде, стилизованной под античную, с лавровым венком на голове и со свитком в руке – скорее всего, перед нами аллегорический образ Свободы. Такую же функцию – аллегории – выполняет женский образ на эскизе казначейского билета 1924 года. На нем изображена мужеподобная женщина, сидящая на возвышении. Она держит за руку ребенка, перед которым на огромном молоте лежит раскрытая книга – символ просвещения. Слева от женщины знамя – символ революции.

Женщины на российских деньгах
На двух проектах того же времени, выполненных художниками Д. С. Галядкиным и А. Г. Якимченко, можно видеть обелиск Советской конституции со скульптурой, символизирующей Свободу. Он был открыт на Тверской площади в Москве в 1918 году и через год украшен фигурой крылатой девушки в античных одеждах.

Женщины на российских деньгах
Помимо аллегорических фигур на проектах 1920-х годов можно увидеть женщин-работниц. На одном из проектов 1923 года Д. С. Галядкин изобразил ткачиху в рубахе и косынке, завязанной сзади, как было принято у работниц тех лет. Она держит в руке ткацкий челнок, создавая полотно с буквами «СССР». Рядом с ней сидит мальчик с раскрытой книгой. На заднем плане – только что построенная тогда московская Шуховская башня, ставшая памятником советского конструктивизма. На проекте 5 червонцев 1925 года – работница в косынке, белой блузе и жилетке. По особенностям оформления, этот проект можно отнести к работе художника В. К. Куприянова.

Женщины на российских деньгах
Образ крестьянки присутствует только на одном проекте – эскизе разменной боны достоинством в 1 копейку золотом 1924 года художника Я. Б. Дрейера.

В 1936–1937 годах разрабатывались проекты 5-рублевой банкноты с изображением женщины. Сохранилось несколько вариантов эскизов таких купюр. Образы женщин на них похожи между собой и характерны для второй половины 1930-х годов, когда складывается новый тип женского образа: интеллигентной, одетой в скромный деловой костюм, с короткими волосами. Один из этих рисунков утвердил народный комиссар финансов СССР Г. Ф. Гринько, после чего был запущен процесс изготовления клише и сделаны пробные оттиски лицевой стороны банкноты. Однако купюра с женским портретом так и не была выпущена, а вместо неё на пятирублевке появился летчик-парашютист.

Женщины на российских деньгах
Вера Березина,
Выставочный комплекс АО «Гознак»


Ключевые слова: бониститка, РСФСР, СССР
Опубликовал Василий Швецов , 28.10.2018 в 21:42
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте