На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Банкноты Австро-Венгрии 1880-1918 гг.

Для бумажных денег этого периода важным этапом стало применение синтетических красок ломаного цвета, что, по сути — революционный шаг вперед. Одновременно с фоном, их использование повышало защиту купюр от подделки. Клише для банкнот изготавливали не вручную гравюрой, а гелиогравюрой. При этом шагом назад можно назвать отсутствие водяных знаков на деньгах, вероятно, вследствие ограниченной возможности контроля их наличия на темных билетах.
После австрийско-венгерского соглашения политические аспекты данного периода были отображены и на деньгах. Так, на одной стороне купюры размещался текст на немецком, а на другой — на венгерском языке. Обе стороны банкноты считались равноценными, и их не называли лицевой и оборотной, а “немецкой” и “венгерской” сторонами. Поэтому ни одна из них визуально не превосходила другую сторону, и на них были похожие изображения. Хотя немцы и венгры в монархии Габсбургов составляли лишь меньшинство, языки других национальностей на бумажных билетах не использовались.
Композиция банкнот выпуска 1880 г. сохранила традиционную схему, но отдельные части оптически уже были соединены в одно целое с помощью архитектонических элементов (фасад зданий в стиле неоренессанса) и двухслойного фона по всей площади. На купюре в 100 гульденов еще использовались элементы - символы, представляющие сельское хозяйство, искусство и науку, но на банкнотах в 10 и 1000 гульденов — лишь анонимные идеальные портреты, характерные для первых десятилетий ХХ в.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Автором банкнот номиналами в 10 и 100 гульденов являлся Фердинанд Лауфбергер, а авторами купюры в 1000 гульденов — Август Айзенменгер и Йозеф Сторк.
Композиция казначейских билетов основывалась на лицевых сторонах билетов выпуска 1866 г. в 1 и 5 гульденов, но на них изображалось меньше исторических мотивов, а символические фигуры получили больше места. Так, женщина с книгой на левой стороне купюры в 5 гульденов выпуска 1881 г. символизирует право, а женщина на правой стороне — власть.
                                            
Девочка и мальчик на левой стороне билета в 50 гульденов выпуска 1884 г. — символы сельского хозяйства и торговли.
                                            
На билете в 1 гульден выпуска 1888 г. изображены овощи и фрукты, символизирующие плодородие и изобилие. В бумаге данного билета применялись защитные волокна. Принадлежность к государству выражена портретом императора Франца Иосифа I.
Банкноты в 10 и 20 крон выпуска 1900 г. с технической точки зрения похожи на бумажные деньги предыдущего периода. Но их композиция изменилась. Впервые в монархии Габсбургов купюры стали отличаться также по цвету. После критики относительно отсутствия на деньгах языков других народов, входящих в состав монархии, начиная с 1900 г. на банкнотах появилось обозначение номинала на чешском, польском, итальянском, словенском, хорватском, сербском и румынском языках.
                                                                                                                                                           Банкноты выпусков 1902—1915 гг. отличаются разнообразием. Например, билет в 50 крон образца 1902 г., изготовленный на основе старого проекта Густава Климта для билета в 10 гульденов, еще имитирует симметрические казначейские билеты предыдущего периода по проектам Фердинанда Лауфбергера. Однако при переработке проекта профессор Рудольф Ресслер в изображение банкнот ввел элементы в стиле сецессион (сецессия).
                                              Билет в 100 крон выпуска 1902 г. по проекту венгерского живописца Ласло Хегедюша представляет уникальный подход — купюра оформлена, как сцена в театре. На двух сторонах билета слева изображен образ матери-родины.
                                              На “немецкой” стороне справа изображен кузнец, символизирующий промышленный характер западной, “немецкой”, части монархии Габсбургов; на “венгерской” стороне — крестьянин, представляющий сельскохозяйственное направление восточной части монархии. Это был последний билет с четким идейным содержанием. В более поздних выпусках бумажных денег такая идейная тематика исчезнет, что станет следствием сложного общественного положения в монархии Габсбургов и проявлением латентных тенденций к ее распаду.
Билет в 1000 крон выпуска 1902 г. проектировал живописец-модернист Генрих Лефлер. Его композиция асимметрическая, а сама банкнота напоминает ковер с широкой орнаментальной рамкой из сложных розеток — кривых гилош. В бумажных деньгах образца 1902 г. использовались защитные решетки: имеют форму узоров текстильных обоев.
Последующие выпуски билетов, кроме 100 крон образца 1910 г., проектировал технический директор Печатного завода ценных бумаг Йозеф Пфайфер. Доминирующими элементами банкнот данного периода стали идеализированный анонимный женский портрет (в одном случае — портрет молодого мальчика), выразительные темно-голубые надписи, кривые гилош. Все части изображений на деньгах соединяют темные многоцветные псевдорельефные защитные сетки, занимающие поверхность банкнот.
В выпусках 1914 г. и 1915 г. на билетах в 50 и 10 крон появился новый элемент — белый боковой край (купон).
До 1910 г. “немецкая” и “венгерская” стороны бумажных денег остаются все еще похожими. Но в связи с появлением многочисленных фальшивых билетов в 100 крон выпуска 1910 г., чтобы усложнить изготовление подделок, на каждой стороне новой купюры в 100 крон выпуска 1912 г. печатаются разные изображения. Одна сторона билета визуально превосходит другую. При этом, чтобы сохранить равноценность использования языков народов монархии, на основной стороне купюры они чередуются.
Техническая новизна бумажных денег данного периода — перпендикулярно пересекающиеся ирисовые цветные пояса на основном фоне. “Ирисовую” печать на австро-венгерских банкнотах ввели довольно поздно, но в уникальной модификации. В выпусках 1913 г. на банкноты вернулись водяные знаки, однако они были гораздо худшего качества, чем на бумажных деньгах 1796—1863 гг. В художественном плане примечательна только банкнота в 100 крон выпуска 1910 г. — проект представителя венского модернизма Коломана Мозера, признанный одним из лучших в стиле модерн.
Банкноты, выпущенные в период Первой мировой войны, были преимущественно низкого технического качества и художественного уровня. В выпуске 1918 г. (20 и 10 000 крон) использовалась модификация билетов в 20 крон образца 1913 г. и 1000 крон образца 1902 г. Банкнота в 2 кроны выпуска 1914 г. имела такой низкий уровень печати, что возникла необходимость ее нового производства. Односторонние банкноты в 25 и 200 крон выпуска 1918 г. также отличались очень простым проектированием.
Внимания заслуживают бумажные билеты в 1 крону выпуска 1916 г. и 2 кроны выпуска 1917 г. Для их более быстрого проектирования использовалась проверенная симметрическая композиция, и ранее применявшиеся архитектонические элементы.
В создании банкнот 1900 – 1917 гг. участвовал знаменитый гравер Фердинанд Ширнбек, ученик талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, он гравировал на стали тончайшие изображения для банкнот и почтовых марок.
Таким образом, для всех периодов выпуска бумажных денег в монархии Габсбургов характерно постоянное улучшение их технического уровня. Почти все выпуски представлены новыми элементами или отличаются художественным подходом. Оформление бумажных денег постоянно анализировалось. Если в каком-то выпуске упускались преимущества оформления билетов предыдущего выпуска или новый выпуск отрицательно влиял на функциональность денег, находящихся в обращении, тогда в следующем выпуске имевшиеся негативные моменты устранялись. Снижение качества изготовления некоторых выпусков банкнот в большинстве случаев было лишь следствием политических условий и экономически нестабильных периодов.
На протяжении 160 лет уровень изготовления бумажных денег в монархии Габсбургов повышался: от излишне меркантильной полиграфии до более высокого — специализированной защищенной печати, что повлияло на развитие этой отрасли и в мировом масштабе.
По статье Збышека Шустека.

Картина дня

наверх