На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Гюнтер Рейндорф – «отец» эстонских банкнот

После провозглашения 24 февраля 1918 года независимости Эстонии, на её территории в обращении находились различные выпуски русских денег, немецкие оккупационные марки, финские марки, долговые обязательства и векселя государственной казны, и даже деньги, выпускаемые различными предприятиями.

Первые казначейские билеты появились в обращении весной 1919 года. В создании их принимали участие выдающиеся эстонские художники, среди которых были Кристиан Рауд (1865-1943), Николай Трийк (1884-1940), Гюнтер Рейндорф и другие. На жизни и творчестве одного из них хотелось бы остановиться более подробно.

Гюнтер-Фридрих Рейндорф родился 26 января 1889 года в Петербурге, однако уже в 1897 году семья навсегда переехала в Ревель (позднее Таллин). После занятий в реальной школе Рейндорф возвращается в Петербург и в 1905 году поступает в прославленное Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Среди его педагогов был профессор П.Б. Ламбин (1862-1923). Блестяще окончив училище в 1913 году, Рейндорф получает право на поощрительную училищную командировку для стажировки во Франции и Испании, где проводит с 1914 по1915 год. Однако, в связи с началом Первой мировой войны, Гюнтеру пришлось прервать поездку и возвратиться в Россию. После возвращения он некоторое время работал сначала в Петроградской Экспедиции заготовления государственных бумаг, а затем в Гознаке в Москве, где им были созданы эскизы первых советских денежных знаков и марок, первого герба Советской России. В 1920 году художник вернулся в Таллин, в котором прожил до конца своих дней.

Рейндорф преподавал в Таллинском художественно-промышленном училище, а с 1922 по 1932 год был художником-консультантом Государственной типографии, где печатались казначейские билеты. За относительно короткий довоенный срок Рейндорф посетил Германию, Англию, Австрию, Швейцарию, Италию, Швецию, Финляндию. Несомненно, поездки эти обогатили творчество и создали предпосылки для последующего расцвета  деятельности художника.

В 1926 году Рейндорф завоевал Первую премию на конкурсе денежных знаков Эстонии. Выпущенные впоследствии по его эскизам  банкноты в 50 крон (1929), 20 крон (1932) и 10 крон (1937) впечатляют высоким уровнем мастерства, филигранным стилем, большими художественными и  полиграфическими достоинствами. Они занимают видное место в эстонской графике. Как свидетельство замечательного мастерства пейзажного рисунка воспринимается тонко проработанная картина  северного побережья Эстонии, воспроизведенная на банкноте в 50 крон. Романтически возвышенно, с особой теплотой передает художник монументальность и суровость родной природы.

Природа Эстонии у Рейндорфа тесно связана с её народом, с его укладом жизни. На десяти и двадцатикроновых банкнотах помещены собирательные образы эстонских крестьян, ярко отражающих черты национального характера. Народный костюм с красочным кокошником, серпом и снопом удачно дополняют женский портрет, воспроизведенный на одной из них; пастушеский рожок и фигуры животных соседствуют с портретом пастуха, символизирующего успехи сельского хозяйства республики. Творчество Рейндорфа обладало широким диапазоном. В начале 1920-х годов Гюнтер Рейндорф активно занимался филателистической гравюрой. Он является автором трёх оригиналов марок, по которым выпущено семь почтовых марок разной номинальной стоимости. Гюнтеру Рейндорфу принадлежит рисунок марок первого и второго стандартных выпусков РСФСР «Символы рабочего труда» («Молот и наковальня») и «Символы науки и искусства», а также третьего стандартного выпуска РСФСР «Рука рабочего с молотом на фоне промышленного пейзажа».

Помимо многих графических листов, эскизов ассигнаций он является автором нескольких серий эстонских марок, большого числа воинских знаков и экслибрисов, различных дипломов и рекламных листов. Среди наиболее значительных  графических работ - иллюстрации и сказкам А.С. Пушкина. Во всех видах искусства для Рейндорфа характерно неизменное чувство стиля и специфики жанра, яркое своеобразие. И это неудивительно, ведь его стиль оформился еще в 1910-20 годах под влиянием модерна и арт-деко, творчества таких непревзойденных мастеров, как Сергей Чехонин и Иван Билибин.

В заключение необходимо отметить, что карьера Рейндорфа в условиях Советской Эстонии сложилась вполне благополучно. Народный художник Союза ССР, профессор, кавалер ордена Ленина и «Знак Почета», член-корреспондент  Академии  Художеств  СССР - таков неполный перечень почетных званий художника. Умер Гюнтер Рейндорф 14 марта 1974 года.

Картина дня

наверх