Свежие комментарии

  • Natalia Mitrofanova
    Василий, очень интересная информация. А скажите, пожалуйста, какой источник Вы использовали?Медаль «Поборнику...
  • Сергей Штыров
    У меня есть именно 1889. Третьи австрийские стрелковые соревнования в Граце.А можно ли узнать ценность этой монеты ?Памятные монеты Ф...
  • Василий Швецов
    Поменял стиль и ритм жизни. Свободного времени мало. Невыпущенные банк...

Жюль-Клеман Шаплен

Жюль-Клеман Шаплен (1839-1909). Французский скульптор и один из лучших медальеров, способствовавших развитию стиля модерн в медальерном искусстве.

Жюль-Клеман Шаплен

Родился в городе Мортань-о-Перш (Нижняя Нормандия). В 1857 году поступил в Училище изящных искусств, где обучался скульптуре у Франсуа Жуффруа и медальерному искусству у Эжена Удине.

Лауреат Римской премии 1863 года, Шаплен в 1869 году возвратился в Париж, где очень быстро добился официального признания. Начиная с 1863 года, регулярно выставлялся на Салонах. В 1877 году он был назван официальным медальером французского правительства, в 1878 году стал кавалером, а в 1900 году – командором ордена Почетного легиона. В 1881 году его избрали членом Академии изящных искусств, где он занял место скончавшегося Жака-Эдуарда Гатто. С 1896 года Шаплен был арт-директором Национальной Севрской мануфактуры.

Шаплен был автором всех официальных портретов президентов Французской республики от Патриса Мак-Магона (1877) до Эмиля Лубе (1899).

Жюль-Клеман ШапленЖюль-Клеман Шаплен

По настоянию Роже Маркса он занимался созданием штемпелей для золотых монет, а также был автором официальной золотой медали, выпущенной во Франции в ознаменование посещения Парижа российским императором Николаем II и его супруги императрицы Александры Федоровны в 1896 году.

Известный критик Леонард Форрер назвал эту медаль «настоящим шедевром и одной из самых прекрасных медалей, когда-либо отчеканенных во Франции».

Жюль-Клеман Шаплен

Подобная медаль была сделана Шапленом в 1903 году к приезду итальянского короля Виктора Эммануила III (1869-1947) и Елены Савойской - Петрович-Негош (1873-1952).

Жюль-Клеман Шаплен

На самом деле, уже одного того факта, что Шаплен долгие годы был официальным медальером французского правительства, хватило бы, чтобы он мог прочно занять почетное место в истории медальерного искусства. Однако этим его достижения не ограничиваются. К концу 1870-х годов Шаплен развил реалистический стиль медальерного портрета, основы которого были заложены Хьюбером Понскармом. Именно Понскарм в 1867 году первым из медальеров отказался от бортика по окружности медали и сделал изображение и фон медали единой частью скульптурной композиции, включая в нее элементы пейзажа и различные повседневные предметы.

Не будучи приверженцем трехмерного романтического стиля Давида д’Анже, Шаплен, работая в низком рельефе, привнес в свои медали больше живописности, нежели скульптуры, позволяя своим персонажам активно взаимодействовать с окружающим фоном поверхности медали. Он изображает свои предметы в энергичной, почти совершенной манере, формируя композицию свободными широкими линиями, широко использует женские и флоральные мотивы и орнаменты.

Хороший пример реалистического портрета – созданная Шапленом в 1889 году по заказу известного политического деятеля Жюля Симона портретная плакета его жены Сары Гюставы Симон. Женщина с внешностью античной красавицы изображена в будничном повседневном платье, ее волосы заплетены в шиньон, а свободные локоны плавно ниспадают вдоль ее шеи. Складки блузки подчеркивают длину шеи и орлиную форму носа. Искусно выполненная, как будто нарисованная в бронзе, прическа лишний раз подчеркивает красоту и изящество черт лица модели.

Жюль-Клеман Шаплен

Находясь, тем не менее, под впечатлением романтического мировоззрения Давида д’Анже, Шаплен создал замечательную серию из примерно 20 литых медалей с портретами видных художников и архитекторов своего времени – от академического живописца, графика и скульптора Эрнеста Мейсонье и медальера Жана-Огюста Барра до помпезного архитектора, автора здания Парижской оперы Шарля Гарнье. Однако, в отличие от Давида, предпочитавшего односторонние медальоны, Шаплен придает очень большое значение реверсу, призванному, как и во времена эпохи Возрождения, усилить впечатление от портрета на аверсе, способствовать раскрытию образа портретируемого.

Медаль с портретом великого художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома (1885 год), изображенного в возрасте шестидесяти лет, является примером выдающейся техники Шаплена, особенно в передаче скуластого рельефа лица художника, его прически, переданной короткими, но энергичными волнистыми линиями.

Жюль-Клеман Шаплен

Изображенная на реверсе медали фигура, олицетворяющая живопись (Pittura), находится в окружении фрагментов из известных работ художника. Это – Сфинкс из картины «Бонапарт перед Сфинксом» (1868), Голубая мечеть в Каире с полотна «Молитва в Каире» (1865), шлем гладиатора из картины «Пальцы вниз» (1872). Шаплен, таким образом, создал один из самых необычных реверсов в истории медальерного искусства, близких, по сути, к ренессансным аллегорическим эмблемам.

Реверс его другой медали, посвященной композитору Шарлю Гуно (1818-1893), изящен и, одновременно, сложен. Муза Вдохновения пребывает в глубокой задумчивости. Гусиное перо в ее руке и вертикальные готические элементы органа направлены вверх и простираются за пределы поля медали в верхней левой части композиции. Справа от фигуры на фоне оливковой ветви перечислены музыкальные формы, сочиненные композитором, – симфонии, оратории, драмы, лирика, мессы. Как и на многих других работах Шаплена, медальер уделяет большое значение моделированию прически: коса изображена плавными извилистыми линиями и увенчана цветочным венком, напоминающим корону с драгоценными камнями. Муза опирается руками на нотную тетрадь, на обложке которой можно прочитать название самой знаменитой оперы композитора – «Фауст». Не менее мастерски выполнены драпировки платья, а едва заметный ремешок небольшой сумочки, нежно собирая материал платья, изящно подчеркивает форму женской ноги.

Жюль-Клеман Шаплен

Другая достойная упоминания медаль Шаплена посвящена Генриху Орлеанскому, герцогу Омальскому, младшему сыну последнего короля Франции Луи-Филиппа. От своего крестного отца, последнего принца Конде, герцог Омальский унаследовал обширные земли и богатое имущество Конде. В 1886 году он передал в дар Институту Франции Замок Шантийи вместе собранной им художественной коллекцией, включая знаменитый «Часослов герцога Берийского» и множество других шедевров (ныне – музей Конде). Под впечатлением от его щедрости республиканское правительство отменило декрет об изгнании герцога, и он вернулся во Францию, а Шаплен создал великолепную литую бронзовую медаль, посвященную этому событию.

Жюль-Клеман Шаплен 

Шаплен, один из немногих медальеров, выбрал для композиции реверса медали чисто архитектурный пейзаж с изображением замка в окружении сельской местности. В верхней части композиции размещен герб дома Конде, в обрезе медали – дата передачи коллекции в дар Институту Франции. Кроме того, он явился одним из первых, кто создал модель для литой медали, одинаково подходящую для уменьшения в редукционной машине и последующего создания штемпеля для ее чеканки. Это имело большое значения для уменьшения традиционных технологических отличий между двумя методами изготовления медалей – литьем и штамповкой. Медальерное искусство стало более открытым для экспериментов и творческих поисков художников и скульпторов, которые не хотели следовать в русле творческих достижений Шаплена.

Шаплен создал много медалей в честь художников, ученых и государственных деятелей, а также посвященные событиям своего времени. Вот некоторые из них.

Жюль-Клеман Шаплен

Скульптор Эжен Гийом (1886).

Жюль-Клеман Шаплен

Французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1894).

Жюль-Клеман Шаплен

Философ Луи Лиар (1897).

Жюль-Клеман Шаплен

Луиза Даву, дочь маршала Франции Луи Даву, на возведение маяка в его честь (1897).

Жюль-Клеман Шаплен

Международный конгресс электриков в Париже (1881).

Жюль-Клеман Шаплен

Открытие национальной школы промышленного искусства в Рубе (1890).

Жюль-Клеман Шаплен

Визит русской эскадры в Тулон (1893).

Жюль-Клеман Шаплен

680 лет Парижскому университету (1895).

Жюль-Клеман Шаплен

Наградная медаль первых Олимпийских игр в Афинах (1896).

Жюль-Клеман Шаплен

25 лет пивоварне «Карлсберг» (1896).

Жюль-Клеман Шаплен

«За заслуги». Электрическая выставка в Брюсселе (1898).

Жюль-Клеман Шаплен

Международная выставка в Париже (1900).

Жюль-Клеман Шаплен

Панама. Серебряная плакета, 1904. Филипп-Жан Бунау-Варилла - главный инженер канала. Аверс: бюст Филиппа Бунау-Варилла; реверс: летящая Ника с лавровым венком и пароходом в руках на фоне карты Панамского канала. 76 мм; 165,11 г.
Филипп Бунау-Варилла (1859-1940) окончил Политехническую Школу в 1880 году и Национальную школу мостов и дорог в 1883 году. В 1884 году он отправился в Панаму в качестве инженера Всеобщей компании Панамского межокеанского канала.

Жюль-Клеман Шаплен

Серебряная плакета. Авуэ Парижского апелляционного суда, 1904-1927. Аверс: Правосудие с весами сидит, глядя на документ, который держит женщина; реверс: закон, змея и факел на дубовых и лавровых ветвях. 70 мм; 19,48 г.

Авуэ — во Франции член присяжной адвокатуры, поверенный, занимавшийся составлением судебных бумаг и предварительной частью гражданского процесса в апелляционных судах. Подобно адвокатам, составляли при судах и под их надзором, особую корпорацию. Для управления делами корпорация избирала совет, именуемый «Chambre des Avoués». Профессия авуэ была ниже авдвокатской; авуэ не мог защищать дело перед судом, кроме самых крайних случаев — отсутствия адвокатов.

Жюль-Клеман Шаплен

Бронзовая плакета, 1907. Сюлли Прюдом. Аверс: бюст Сюлли Прюдома; реверс: лира на оливковом дереве. 71 мм; 151,85 г.

Сюлли-Прюдом (наст. имя Рене Франсуа Арман Прюдомм, 1839 - 1907) — французский поэт и эссеист, член группы «Парнас», в 1901 году стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Жюль-Клеман Шаплен

Бронзовая плакета, 1901. Марселен Бертло. 71х57 мм.

Пьер Эжен Марселен Бертло (1827 - 1907) — французский физико-химик и общественный деятель.

Жюль-Клеман Шаплен

Голландская Ост-Индия. Серебряная медаль, 1899. Джонкер ван дер Вик. Аверс: бюст ван дер Вика; реверс: пальмовая ветвь и надпись в семь строк. 68 мм.

Джонкер ван дер Вик (1893-1899) — генерал-губернатор Голландской Ост-Индии и сенатор от Либеральной партии.

Жюль-Клеман Шаплен

Серебряная медаль, 1878. Всемирная выставка в Париже. Аверс: бюст Марианны в лавровом венке; реверс: Глория, летящая над Парижем в сопровождении ангела. 67 мм; 153,38 г.

Шаплен в 1897 году создал монетные штемпели для пущенных в обращение в 1899-1914 годах французских золотых монет в 20 и 10 франков: лицевая сторона — голова Марианны (аллегория Франции), оборотная сторона — галльский петух (символ Франции, возник на территории бывшей Римской провинции — Галлии).

Жюль-Клеман ШапленЖюль-Клеман Шаплен

Жюль Шаплен также выгравировал штемпели последних монет Абиссинии для императора Менелика: 1 быр 1899-1903; ¼, ½, 1 быр 1897.

Жюль-Клеман ШапленЖюль-Клеман Шаплен

Подписи: «J.C.CHAPLAIN», «CHAPLAIN», «J.C.C».

«Смерть Шаплена является трауром для всех, кто его знал, и непоправимой утратой для французского искусства», писал в 1909 году «Нумизматический журнал».

Картина дня

наверх